Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Местные столкновения и глобальные расхождения

25 апреля, 2014 - 12:10
ФОТО РЕЙТЕР

23 апреля украинский блок-пост на въезде в Одессу со стороны Овидиополя собрались штурмовать сепаратисты. Они прибывали мелкими группами на легковых автомобилях и расползались черно-зеленым пятном на обочине дорожного круга. Напротив останавливались машины обычных граждан, просто любопытных и переживающих за все негаразды нынешнего времени. Затормозившихся оказалось не так уж мало: женщины, мужчины разных лет и, если судить по автомобилям, то и разного достатка. Все возмущались поведением «идиотов, не понимающих, что творят».

«Это не наши, донецкие, — сказал молодой парень рядом со мной. — Видите, как они припарковались, наши знают, что фуры здесь еле проходят». — «Да я их по глазам различаю, — поддержала его женщина из автомобиля с рассадой — смотрят, как наркоманы».

В этой стихийно возникшем сообществе все говорили по-русски, но выводы делали украинские. И это не просто диалог под картинкой современной жизни. Это — новая реальность, которую мы чувствуем, но пока не зафиксировали в сознании.

Сюрреалистическая и одновременно очевидная российско-украинская война могла начаться в 1991 году, когда московский истеблишмент, пользуясь смутным временем, умыкнул все деньги из банков Украины. Она могла начаться и в 2003 году с конфликта на Тузле. Да и в любое другое время, когда Киев уходил из-под влияния Москвы. Хотя бы в 1855 году, когда крестьяне Киевской губернии решили массово записываться в казаки, уходя таким образом от крепостной зависимости. И тогда к берегам Днепра Николай I послал войска. Россия, как опытная гиена, всегда внимательно следила за нашим стремлением к независимости в стаде покоренных и общим самочувствием, норовя при любой возможности отхватить кусок плоти от «родного» тела в виде свободы или территории.

Изучившие историю Центральной Рады, УНР и Директории не по российским учебникам Д.Табачника, знают: Временное правительство, Ленин и Сталин силой не смогли прибрать к рукам Украину. Оказались напрасными гетманские перевороты, уступки немцам, белое движение, буденовские марши и усилия армии Фрунзе. Мы не присоединились к коммунистической России, хотя ее войска трижды захватывали нашу столицу. И тогда Сталин пошел на хитрость, объявив о тотальной украинизации, когда ни один чиновник, ни один военный, ни один партийный деятель не допускался к работе в Украине без знания нашего языка и культуры. Это произошло в 1923 году на XII съезде ВКП(б), провозгласившим курс на «коренизацию», то есть вовлечение в большевизм нерусских народов. Именно тогда В.Маяковский написал свое стихотворение «Долг Украине», которое любят цитировать мои коллеги. Но эмоциональные строки были озарением по партийному велению.

Говорю себе: товарищ

 москаль,

На Украину шуток не скаль.

Разучите эту мову на

знаменах-лексиконах

алых, — Эта мова величава

и проста:

«Чуешь, сурмы загралы,

час расплаты настав...»

Так в свое время Ельцин наставлял российских чиновников «днем и ночью думать об Украине». Так было и во времена Н.Хрущева, которому понадобилось решать проблемы тотальной нехватки продовольствия за счет ресурсов украинского села и целины Казахстана.

Не войсками, а украинизацией большевики добивались смирения Украины. Это — важный исторический урок, который не приняли во внимание многие из нынешних руководителей большой неблагополучной страны.

Затеянная ими русско-украинская война на самом деле означает пренебрежение собственным историческим опытом и демонстрирует политическую недееспособность империи. Будь в Кремле люди с тем размахом и значением, которое они себе приписывают, то на полное овладение Украиной им хватило бы 50 млрд долларов и нескольких месяцев лояльной политики в энергетической сфере. Почему же предпочли потратить на несколько порядков больше, да еще подорвать собственную экономику и внешнеполитический имидж?

Кроме очевидных ответов, касающихся личности Путина и созданного им коррупционного режима, есть и более значимые. Войну с Украиной и аннексию ее исконных земель поддерживает большинство граждан России. В присоединении новых старых территорий они видят реализацию несбывшихся надежд. С начала нового века идеология Кремля питала народ мыслями и претензиями на мировое лидерство. Но, расположенная на двух континентах, страна с невиданным ресурсным потенциалом не смогла превратиться в игрока, доминирующего на мировом рынке нефти и газа. Вызов Силиконовой Долине в форме Сколково оказался мастерской ремесленников позапрошлого века. Баллистические ракеты состарились, а балет потерял поклонников среди своих. Российская культура и наука, представленная персонами мирового значения, занимает теперь лаборатории и сцены за пределами Федерации. Какой же был выход? У Ф.Ницше, которого любят почитывать кремлевские идеологи, есть любопытное описание так называемого спокойствия силы, когда агрессивное общество вынужденно воздерживается от свойственной ему реакции силового воздействия. Философ утверждал — такое состояние, рождает «доходящую до анестезии тупость».

Мы наблюдаем сегодня извержение лавы тупости и злобы, накопленной за долгие годы мира. Сможет ли она поглотить Украину? Если семь лет непрекращающихся войн и социальных потрясений с 1914 по 1921 год не сломили национального самосознания, а вывели его из сельской глубинки на уровень интеллектуалов и жизни мегаполисов, то что говорить о сегодняшнем дне. 22 года независимого существования принесли Украине множество разочарований, но в этом крайне противоречивом, насыщенном глобальными и местными переменами времени произошло незаметное превращение жителей советских городов и сел в украинских граждан.

Они стояли у блок-поста на въезде в Одессу, еще не готовые к решительным действиям против вооруженных ножами и битами людей, но видом, жестами и словами выражали свой протест. Не думаю, чтобы российский замысел столетней давности переломил волю таких вот пожилых и молодых современных украинцев жить в нынешнем веке.

Сепаратисты рассосались незаметно, забрав с собой пожилых женщин с иконами, которых держали перед собой на случай, о котором говорил Путин. Запланированного локального столкновения не получилось, его отменило глобальное расхождение.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ