Допустим, что Арсену Авакову удастся оттеснить зачинщиков последних беспорядков в Донецке, Луганске и Харькове. Тем не менее, без истерики, но вопросы остаются.
Во-первых. Пока не будут перекрыты финансовые потоки для сепаратистов, мы обречены на повторение таких событий. Можно, конечно, говорить, что все это финансируется Януковичем и Ко, но что-то подсказывает и руку нашего соседа. Остается подозрение, что участвуют в этом и местные крупные бизнесмены из Партии регионов и вокруг нее. Чисто технически перебросить большие суммы наличкой из России довольно сложно. Так что искать нужно у нас. Без решения этой проблемы мы будем сталкиваться с продолжением беспорядков и расширением их масштабов ближе к дню голосования. Похоже, что принята тактика напряженности, и с каждыми выходными такие проделки планируются все больше.
Во-вторых. Если действительно многие милиционеры в Харькове аплодировали разгулявшимся сепаратистам, то возникает серьезный кадровый вопрос. Понятно, за короткое время много сделать невозможно, но уже прошло определенное время, а проблема, как оказывается, не решается. Если милиция не аплодировала, то почему бездействовала. Женщины и дети впереди, желание получить картинку для российских телеканалов тоже понятно. Но ведь эта тактика не вчера родилась, то, что будут попытки захвата, легко было предвидеть. Да и как действовать в таких случаях, тоже известно не со вчерашнего дня. Тогда вопрос о профессионализме тех, кто руководит милицией в этих городах. Опять кадровый вопрос. За всем министр следить не должен, но вокруг него можно собрать профессионалов. Это уже непосредственно его дело.
В-третьих. Нужно работать на опережение. Тем более что никакой особой тайны вокруг целей и методов сепаратистов нет. Здесь и особых навыков агентурной работы и ее постановки не нужно. Достаточно ясно из простого житейского здравого смысла. Где-то у них есть штабы, системы оповещения, раздачи заданий, сбора людей. Флажки, плакаты, агитационные материалы и прочее. Есть же функционеры, которые всем этим занимаются, и не в каком-то глубоком подполье, а достаточно открыто. Вскрыть эту систему можно, лидеров застукать на горячем с теми же деньгами — и сепаратистское стадо остается без вожаков. Неоплачиваемых буйных мало, и вожаков идейных среди них нет.
В-четвертых. Совершенно очевидно, что пока будут заниматься мальчиками, развешивающими флаги (это необходимо), а в тени будут оставаться истинные вдохновители и финансовые спонсоры сепаратистов, ничего у нас не получится. Самое страшное для них — это вывод на всеобщее обозрение, в открытое информационное пространство. Как только в прессе и по телевидению появятся материалы об их противозаконной деятельности, так сразу и пыл поубавится. Не рассуждения от органов, что готовится захват администрации, а явки, пароли, имена и фамилии. На газетные полосы и экраны телевизоров.
В-пятых. Почему застуканных российских агентов высылают из страны. Если есть все основания и доказательства их антигосударственной деятельности — судить их по украинским законам. Понятно, что разоблаченный агент уже не так опасен в оперативном отношении, но есть и серьезный политический аспект. Мы демонстрируем, что не хотим обострения с Россией. Но куда дальше и как это обострение может усилиться. Как говорится, дальше Крыма ехать уже некуда. Они на весь мир кричат, что украинская власть слаба, пусть их люди посидят в соответствующих местах, тогда и крика будет меньше. Наливайченко сказал, что мест рядом с Пукачем достаточно, почему они должны оставаться пустыми, если есть кандидаты на заполнение.
В-шестых. Это уже не к нашим спецслужбам. Одними репрессивными действиями проблема сепаратизма, даже подогреваемого извне, не решается. Нужны кардинальные изменения и реформы. В первую очередь, судебной системы. Вот здесь второй корень проблемы сепаратизма. Мало изолировать активных сепаратистов, нужен суд по всей форме и без подозрений в пособничестве. Ведь суды старые и подверженные влиянию тех, кто был в старой власти. Сепаратисты такие смелые, потому что им обещали отмазку и отсутствие проблем. В худшем случае — коридор в Крым или Россию.
В отношении судей, запятнавших себя пособничеством прошлой власти, наблюдается нежелание их трогать. Ждут, что они будут «правильно» судить по жалобам на результаты выборов 25 мая. Против Киреева возбудили дело, а где против хотя бы десятка подобных? И пока люди в мантиях будут чувствовать свою безнаказанность, с сепаратизмом не справиться.
В-седьмых. Каждая революция должна себя защищать. Не только с помощью спецслужб. Региональные элиты, пытающиеся играть с сепаратизмом как способом торговли с Киевом, должны понимать, чем они рискуют в этой опасной игре. Можно ведь и заиграться. Как только цепочка финансовых потоков выведет на них, разговор должен быть очень жестким. Только полная и безоговорочная капитуляция или потеря нажитого непосильным трудом. Как вариант: чемодан — вокзал (аэропорт) — Россия. Крым не советую. Там все может перемениться.