Внеочередное 16-е заседание Национального совета реформ, состоявшееся 8 декабря, было посвящено налоговой реформе. Итоги этого заседания всем уже известны, но все равно необходимо записать полный отчет, представленный, как всегда, в беспристрастной репортажной форме, где личные оценки взяты в квадратные скобки.
[И уже с самого начала нужны квадратные скобки, потому что надо объяснить, как получилось, что возникла необходимость во внеочередном заседании. Идея национальной системы управления реформами, разработанная в Администрации Президента командой Dmytro Shymkiv, заключается в том, чтобы по каждому приоритетному направлению была создана Целевая команда реформ, состоящая из представителей соответствующих министерств, парламентских комитетов, других органов власти, а также общественности, бизнеса, науки и т.п. Таким образом, в рамках Целевой команды реформ обсуждаются стратегии и строится консенсус, и в конце согласованное решение выносится на Национальный совет реформ. Это позволяет работать гораздо эффективнее, чем когда консенсус ищется под куполом Верховной Рады. Идея сработала во многих случаях, но не в случае налоговой реформы. После обсуждения разных моделей в течение нескольких месяцев Министерство финансов заявило: а теперь пора разрабатывать проект реформы, поэтому всем спасибо, все свободны, мы это сделаем сами. Общественные эксперты и ученые, представители бизнеса и народные депутаты оказались вне процесса. Процесс дальнейшей консолидации и эффективного сотрудничества этих экспертных сил привел к появлению законопроекта № 3357 («проекта Южаниной»), который был отшлифован и внесен гораздо раньше предложения Минфина, прошел широкое общественное обсуждение и получил одобрение и поддержку предпринимательских и научных кругов. Между тем предложения Минфина, несмотря на их поддержку со стороны МВФ, получили жесткую критику и долго оставались неопубликованными.]
ПОЗИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА
В начале заседания Президент поделился впечатлениями от визита вице-президента США Байдена, акцентировав на поддержке Украины и требованиях борьбы с коррупцией. «Мир верит в Украину и ждет успеха», - подчеркнул он. В дискуссии относительно налоговой реформы понадобятся мужество и мудрость, отметил Порошенко и призвал к компромиссу, подчеркнув, что до нового года осталось совсем мало времени. «Налоговые и бюджетные вопросы не являются сферой ответственности президента, но я вынужден выступить модератором, - сказал он. - Финансирование МВФ является одним из ключевых условий выживания Украины, и я готов лично внести законопроект, воспользовавшись своим конституционным правом». Президент изложил свое видение требований к налоговой реформе: не сокращать бюджет, стимулировать экономику через ставки, администрирование и прозрачность, сократить налоговую нагрузку, упростить административные процедуры, раскрыть серые сектора экономики и вывести их на свет.
«Относительно администрирования нам необходимо компромиссное предложение, - сказал президент. - Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) мы увеличивать с 18% до 20% не будем. Для компенсации отмены спецрежима для сельхозпроизводителей вводится так называемое расщепление. Нам необходимо не только принять изменения к Новому году, но и зафиксировать на пять лет ориентиры. Порошенко предложил ввести ставки с 1 января, а остальную часть кодекса - с 1 апреля.
Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман в своем кратком выступлении назвал действующую налоговую систему постсоветской [тут я согласен: высокие налоги на труд и низкие налоги на капитал выгодны только олигархам], выразил надежду на экономическое восстановление в 2016 году и предложил удобный подход к бюджетному процессу: исходить не из того, сколько денег мы хотим потратить, а какую страну хотим иметь. Впрочем, бюджетные вопросы на заседании больше не упоминались.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
Затем министр финансов Наталья Яресько презентовала проект налоговой реформы Министерства.
Не буду пересказывать презентацию, посмотрите ее на сайте Национального совета реформ (ссылка в первом комментарии). Министр отметила, что проект налоговой реформы прошел широкое обсуждение [правда, необходимо отметить, что на этих обсуждениях он получил жесткую критику].
«Существующая налоговая система сложная, непрозрачная, коррупционная, она не дает развиваться среднему классу», - отметила Наталия Яресько [и здесь с ней трудно не согласиться]. Также она подчеркнула несправедливость действующей системы: юрист платит налогов меньше, чем учитель.
Министр отметила высокую налоговую нагрузку на зарплаты, непрозрачную процедуру администрирования, наконец, неэффективность системы. Ссылаясь на социологические опросы, она сказала, что граждане ждут от налоговой системы стабильности, справедливости и прозрачности, при этом считают, что богатые должны платить больше [было бы странно, если бы мы услышали от граждан что-то другое; впрочем, для меня остается открытым вопрос, надо ли спрашивать о налогах всех граждан или только налогоплательщиков, почувствуйте разницу]. Опрошенные граждане ожидают от налоговой реформы стабилизации цен и курса валют, льгот для малообеспеченных и максимальный уровень социальной помощи [опираться при построении налоговой системы на такие опросы - это консервировать советский патерналистский социализм; не удивительно, что только 11-13% опрошенных говорили о простоте налоговой системы, стимулировании экономики - это и есть экономически активное меньшинство, которое держит страну на плаву и больше всего страдает от правительственных экспериментов].
Министр финансов кратко описала основные параметры налоговой системы.
18% налога на прибыль с последующим снижением до 17% в 2016 году. Инвестиционный налоговый кредит позволит отчислять до 50% инвестиций.
18% НДФЛ с аналогичным снижением до 17% и налоговыми социальными льготами для маленьких зарплат и пенсионеров. Продление действия военного сбора.
20% ЕСВ до максимального уровня 34 450 гривен.
20% НДС, 0% на экспорт, 7% на лекарства. Спецрежим для агросектора на один год: 3/4 НДС идет в бюджет, 1/4 оседает на специнвестсчетах.
Упрощенная система:
Первая группа будет называться группа A и остается без изменений: до 300 тыс. гривен.
Вторая и третья группы объединяются в группу B, верхний предел 2 млн гривен.
Четвертая группа (фермеры) будет называться группа C, самая верхняя граница.
Количество налогоплательщиков, которые могут быть в группах B и C, значительно сокращается.
Министр финансов отдельно неоднократно подчеркнула несправедливость действующей налоговой системы, в которой предприниматель платит меньше наемного рабочего. [От себя отмечу, что рабочий имеет, в отличие от предпринимателя, гарантированную заработную плату; зато предпринимателю эти деньги необходимо еще заработать. Важным фактором является и наличие рабочих мест: вероятно, значительная часть сегодняшних самозанятых были бы рады работать на предприятиях, но рынок труда ничего им не предлагает.]
Далее Наталья Яресько достаточно подробно остановилась на изменениях в администрировании налогов [заимствованных в значительной мере из законопроекта № 3357 буквально в последний день]. Прозрачная система возмещения НДС с открытым реестром. Электронный кабинет налогоплательщика. Ликвидация налоговой милиции и создание службы финансовых расследований, демилитаризованной, без права проверок. Существенное уменьшение налоговых инспекций и количества налоговиков. Постепенный переход ГФС в сервисную службу. Отказ от авансов по налогу на прибыль. Возмещение из бюджета до 75% стоимости кассовых аппаратов.
ДАЛЬШЕ БЫЛО ГОРЯЧЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ
Начала его народный депутат Александра Кужель, отметив, что общественные обсуждения подвергли проект сокрушительной критике. Расчеты бюджета, предложенные Минфином, некорректны, там куда-то исчезло 4% ВВП (94 млрд гривен), сказала она и продемонстрировала диаграмму. Доверия нет, упрощенная система разрушается, закроется 161 тыс. юридических лиц, а сколько физических лиц не смогут работать, никто не знает. Бюджет получит меньше, подчеркнула пани Александра и отметила: упрощенцы сегодня платят больше, чем должны были бы платить по общей системе налогообложения, и это плата за отсутствие хлопот. А затраты на один кассовый аппарат значительно больше, чем его стоимость, и совокупно составляют 42 тыс. гривен.
«В сфере РРО не будет никакого монополизма. Надо пользоваться новыми технологиями, включая мобильные телефоны, - отметил в ответ президент. - Я уже завтра готов собрать мобильных операторов».
Председатель ГФС Роман Насиров подчеркнул, что самое главное - успеть вовремя прописать все мелочи по администрированию. Он рассказал об электронной системе контроля за движением подакцизных товаров, электронных лицензиях, накладных и т.д.
Народный депутат Оксана Продан отметила, что для тех, кто поверил в правительственный налоговый эксперимент, ЕСВ фактически увеличивается. Она отметила сложное администрирование инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и выразила опасения, что реформа налоговой милиции сведется к простому переименованию. Люди возмущены тем, что малый бизнес убивают, а тем временем крупный бизнес свободно использует упрощенную систему для ухода от налогов. Она предложила посчитать бюджет на действующей налоговой базе, а до 1 марта успеть сделать нормальный налоговый кодекс.
В ответ президент отметил, что те, кто поверил правительству, уже получили в течение года свои преимущества в виде уменьшения налогов. «Мы не увеличиваем НДФЛ, - подчеркнул он, - потому что сегодня платится 15% НДФЛ + 3,6% ЕСВ, то есть почти те же 18%, и у нас есть стратегия уменьшения на три года. Налог на распределенную прибыль, который предлагается проектом № 3357, очень не нравится МВФ. Я просил МВФ это согласовать, но тщетно». Президент также согласился с позицией министра финансов относительно справедливости: почему учитель платит налоги, а адвокат не платит? В части администрирования НДС все предложения законопроекта № 3357 должны быть учтены в правительственном проекте, подчеркнул глава государства.
Народный депутат Юрий Луценко отметил, что проведение заседания по вопросам налоговой реформы означает, что правительство недоработало. Решение президента непопулярное, но необходимое, отметил он, ведь необходимо получить финансирование от МВФ. «Это только начало изменений, а нашей конечной целью являются ставки 20, 20, 10 + 10 (имеется в виду НДФЛ + ЕСВ). Есть определенные рифы проекта, и первый из них - налогообложение села, где мы вынуждены отказаться от спецрежима, 70% фальшивого НДС генерируется в агросекторе. Второй риф - упрощенная система, где должен быть компромисс между 2 млн и 5 млн, пусть это будет, например, 3,5 млн», - предложил Юрий Луценко. Он напомнил, что, считая налоговую нагрузку, надо не забывать о военном сборе.
Комментируя выступления, министр финансов Наталья Яресько привела расчеты. Бедные платят сегодня 5%, а будут платить 1,5%. Средние зарплаты (четыре тысячи гривен) платят 19,6%, а будут платить 16,4%. Высокие зарплаты (30 тыс. гривен) платят 21,5%, а будут платить 19,5%. Ставки будут введены с нового года, а кодекс - с 1 апреля.
Народный депутат Андрей Журжий предложил ликвидировать все налоговые органы ниже области (там нечем заниматься, все крупные плательщики в крупных городах), сократить в пять раз численность налоговой милиции в процессе реорганизации (все равно они не формируют уголовных дел, только лишь сообщают о своих громких победах). Он также предложил объединить все налоги на заработную плату в один налог и отметил преимущества налога на распределенную прибыль, что позволяет экономике выйти из тени и вернуться из оффшоров.
Президент выступил против объединения налогов, но сказал о необходимости подготовки отчета о целевом использовании военного сбора.
Я взял слово, чтобы предложить следующее. Есть законопроект № 3357, он внесен давно, всем известен, тщательно обсужден, отшлифован и поддержан десятками тысяч предпринимателей. Давайте возьмем его за основу и будем вносить изменения, повышая ставки и т.д., вплоть до того момента, пока МВФ его не одобрит. Законопроект целостный, он соответствует философии экономического роста, и вырывать из него куски не гарантирует результата.
Президент на это ответил, что он сам является сторонником законопроекта № 3357 и был бы в восторге, если бы не факт, что МВФ категорически против брать его за основу. «Я провел три недели в переговорах, - подчеркнул он. - А МВФ нам очень нужен, и не только собственными деньгами, но и как индикатор для других доноров и кредиторов. Я первый пойду на это, когда закончится война, - сказал он, - но сейчас это невозможно».
Народный депутат Нина Южанина, руководитель команды проекта № 3357, выразила сожаление по поводу того, что не удалось найти общий язык с Министерством финансов. «Авторский коллектив продолжит работать, - отметила она, - и наступит время, когда законопроект будет нужным. Новая редакция Налогового кодекса - тяжелый документ, почти 700 страниц, нет времени его изучать. Ждем уже регистрации от Минфина, чтобы начать это делать».
Министр экономики Айварас Абромавичюс призвал ускорить преобразование ГФС в сервисный орган и отметил, что ГФС почему-то не подпадает под действие законодательства об инспекциях. Министр здравоохранения Александр Квиташвили сослался на грузинский опыт, где постепенная налоговая либерализация заняла пять лет. Председатель Национального банка Валерия Гонтарева отметила, что в правительственном налоговом законопроекте пока не очень понятно все, что касается пассивных доходов, а это очень важно для развития финансовых рынков. [До публикации законопроекта будет еще очень много открытых вопросов.] Министр агропромышленной политики Алексей Павленко сообщил, что 13 областных советов проголосовали за сохранение спецрежима в аграрном секторе. Премьер-министр Арсений Яценюк упомянул о необходимости нулевой декларации (амнистии неуплаченных налогов прошлых лет) и предложил ставку чуть выше нуля, на что президент ответил, что ставка не может быть меньше, чем минимальная ставка за эти годы, это должно быть 5% или 10%. На этом трехчасовая дискуссия завершилась.