Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Не так уж врут календари»

26 декабря, 2014 - 12:35

Это старуха Хлестова в грибоедовском  «Горе от ума»  думала: «Все врут календари». А они, как раз, искренне советуют надевать шапки в январе и снимать валенки в мае. А еще календари подносят к нашим лицам зеркала, и спрашивают: посмотрите на себя со стороны, ничего не замечаете? Мы, не понимаем вопроса, правомерность которого особенно очевидна в конце года.   

На Рождество наш мир разделяется на календарные полушария, и 12 дней существует вне астрономических, временных и пространственных измерений. Каждый живет по своему обычаю, календарю и правилу. Такая вот космическая мультикультурность. 24 декабря половина населения Земного шара (а это не только католики и протестанты, но и атеисты, разделяющие традиции общества) отмечают Xmas, (Рождество Христово в латинском сокращении). Все началось в 1582 году, когда  Папа Римский решил привести летоисчисление к астрономическим данным  вращения Земли вокруг Солнца. На протяжении веков с таким решением Папы, и Григорианским календарем, согласились все народы мира, включая  китайцев. Те, хоть и отмечают Новый год, как праздник весны, но уважают вращение планет. В первый будний день  2015 года китайцы выйдут на работу не в мае, а раньше католиков. Тоже можно сказать о мусульманах. Поскольку точной даты рождения пророка Мухаммеда нет, то памятная дата его почитания  — Мавлид,  была приурочена ко дню  кончины, и отмечается соответственно, без танцев.

С другой стороны, календарная тема никогда не сходила с повестки дня нашей цивилизации, и остается  предметом интеллектуальных споров, загадок истории, и даже войн.   Накануне учреждения Григорианского календаря епископ Диего де Ланда Кальдерон, проповедующий на таинственном Юкатане,  собрал все сведения о календарях и литературе майя, а потом сжег первоисточники, увезя в Ватикан сокровенные знания. Спустя несколько лет, видимо не по случайному совпадению, папа Григорий XIII ввел летоисчисление своего имени.  Чем не сюжет для захватывающего сценария фильма вроде «Кода Диего де Ланда», ведь подлинные мотивы  этой истории еще не раскрыты.

Спустя 200 лет великая Французская революция заменила папское изобретение — своим республиканским календарем, который, слава Богу, просуществовал только до 1803 года. Тут надо отдать должное консульскому гению Наполеона I, отменившего «брюмеры и термидоры», иначе бы мы с вами вкалывали девятидневную рабочую неделю, как планировали французские реформаторы.

Второе признание  григорианского  календаря состоялось, однако, не без оговорок. С 1890 по 1900 гг. в европейских странах проходили бурные дискуссии по реформе существующего «порядка лет». Человечество готовилось войти в новый век с новыми знаниями о времени и о себе.  На этот счет существовало множество проектов, основывающихся на лунных циклах, скоростях вращения Земли, Солнца и познаниях о Вселенной. Очень популярен был позитивистский календарь Огюста Конта, изобретенный еще в 1848 году, но признанный только в двадцатом веке.  В 1931 году в Лиге Наций слушался  специальный доклад о  Perpetual Calendar  (вечного календаря), разработанного с учетом идей Конта британскими учеными. Этот календарь предусматривал нулевой день, или день без числа, который человечество могло использовать для самосовершенствования. Была большая вероятность введения его с 1 января 1933 года, увы, оставшаяся лишь в архивах  Лиги Наций. 

И сегодня мы чувствуем нарастающую потребность перемен в подсчете  ресурсов времени. Жизнь убыстряется по астрономическим, биологическим и социальным критериям. Мы летим вместе во Вселенной в неизведанные глубины Космоса, наши дети и внуки осваивают за дни объемы  годовых познаний дедов и отцов. Создатели григорианского календаря добирались из Нового в Старый свет за долгие месяцы плаваний. Мы же преодолеваем это расстояние за несколько часов. Ясно, что грядут перемены. И не простые. Календари продолжают скрывать свои тайны и призывают к размышлениям. Почему, например, при одной Луне, в смысле одном ночном светиле, у нас множество разных лунных календарей: китайские, японские, арабские, иудейские. Я бы еще понял их различия, будь они привязаны к географическим координатам, но не понимаю, как можно руководствоваться луной по-китайски в Польше? Луна ведь не ресторан.

Получается, что время на нашей планете течет не только по законам астрофизики, но и субъективным правилам людей. Особенно на территории нашей страны, оказавшейся в завихрении между быстрыми и медленными потоками. Если с  западной стороны жизнь и время меняются постоянно, то с восточной — перемен нет. В 1700 году царь Петр  «перевел стрелки» хронометра  на юлианский календарь, уже умерший в Европе за век до указа. Так 7208 год от сотворения Мира, плавно перешел в 1700-й. И только в 1918 году Совнарком СССР решил присоединиться к «культурному человечеству», как было написано в декрете о целесообразности жизни по григорианскому календарю. Но   не все еще присоединились.

«Секуляризированный мир желает навязать христианам свое безбожное мировоззрение. Пытается внушить нам всем мысль о необходимости реформирования Церкви, ее учения, ее жизни, переориентирования ее целей и задач применительно к условиям и интересам этого мира. Но не таков должен быть христианин...» Это можно прочесть на сайте http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/ arh2009_p1.htm  древлеправославной церкви. Сайт в виртуальном пространстве нового времени есть, а само время отрицается. Это ведь не религиозный, а уже мировоззренческий постулат: замечать или игнорировать  перемены в природе, где вечная жизнь означает переходы в разные состояния. Впрочем, с ортодоксальным взглядами востока категорично  не согласны многие  верующие в Украине. Предстоятель украинской  Греко-католической церкви Блаженнейший Святослав недавно высказал намерение паствы присоединиться к братьям во Христе  всего мира и отмечать Рождество 25 декабря. Так, как это делает Греческая православная церковь. Здесь тоже не конфессиональная проблема.  Chrismass, Le Noel, Vanoce, Boze Narodzenie разве только  религиозный праздник? Его  отмечают  люди никогда не ходившие в церковь, или исповедующие другие религии. Во всяком случае, русские и китайские кварталы на американском  континенте, выглядят наравне с итальянскими — в огнях и улыбках не зависимых от вероисповедания. В Европе — тем более. В каждом уголке континента существуют множество не совпадающих  идеалов и  верований. Почему же мультикультурное одеяло Старого Света, сшитое из лоскутков разных материй, греет и устраивает всех верующих и атеистов? Не потому ли, что главное здесь не теологические дискуссии, и различия в обрядах богослужения. Есть базовые ценности христианского мира: прежде всего общая  вера в силу любви, отрицание насилия и лжи. Вот главные мотивы этих прекрасных дней завершения одного и встречи следующего года. С этими ценностями живут все религии современного мира, вынеся печальные уроки из прежней истории порабощения с именем бога на устах. Оторванные листы старых календарей не стоит приклеивать на прежние места, время от этого  не потечет в юлианскую эпоху.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ