Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нормандский туман

Урегулирования на Донбассе пока не видно
14 июня, 2018 - 11:03
ФОТО РЕЙТЕР

Очередные переговоры министров иностранных дел в «нормандском формате», проходившие на этот раз в Берлине, закончились ничем. Другого в нынешней атмосфере трудно было и ожидать. Как заявил Сергей Лавров, «безусловно, мы не смогли решить всех проблем, которые связаны с выполнением минских договоренностей по урегулированию внутриукраинского кризиса, но я считаю, что эта встреча была очень полезной». В чем именно заключается эта полезность, остается только гадать, потому что ни о каких конкретных результатах объявлено не было. Также известно, что министры обсудили, среди прочего, проблему обмена «насильственно удерживаемых лиц» между Россией и Украиной. Это, конечно же, связано с голодовкой Олега Сенцова, требующего освобождения всех украинских политзаключенных в России. Но и здесь никаких подвижек, к несчастью, не наблюдается. Олег продолжает голодать, и его жизни угрожает серьезная опасность. Но Кремлю, похоже, безразличен тот громкий скандал, который разгорится, если Сенцов умрет в разгар мундиаля.

Лавров раскритиковал американскую позицию по урегулированию конфликта в Донбассе. По его словам, «мы объяснили, что идеи, выдвигаемые и украинскими коллегами, и американскими представителями о том, чтобы эту миротворческую миссию превратить в некую военно-политическую комендатуру, которая возьмет под контроль всю территорию провозглашенных республик Донецка и Луганска, и сама уже будет решать, кого избирать и как избирать, разрушает Минские договоренности». Но точно такой же позиции, как и США, придерживается Украина, поскольку любое иное решение просто приведет к легализацию пророссийских сепаратистских образований. Поэтому выхода из тупика по-прежнему нет.

Французский министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что министры достигли соглашения по шести ключевым пунктам, в том числе «все стороны обязались выполнять устойчивое перемирие, речь идет об отводе тяжелого вооружения, отводе войск в трех пилотных зонах и разминировании региона. Также шла речь о доступе без вмешательства наблюдателей ОБСЕ», равно как об участии в разминировании военнослужащих Франции и Германии. Подобные договоренности достигались уже не раз и не два, только вот в жизнь не претворялись. Все ограничивалось локальными перемириями на короткий срок. Такое происходит как раз из-за отсутствия нейтральной вооруженной силы, которая могла бы принудить все стороны к соблюдению перемирия и отводу тяжелых вооружений. Но Россия выступает категорически против ввода международных вооруженных сил, способных взять под контроль всю территорию самопровозглашенных республик. Москва стремится любой ценой сохранить своих марионеток в Донбассе, что блокирует реальное урегулирование.

Неслучайно после берлинской встречи специальный представитель Государственного департамента США по Украине Курт Волкер еще раз повторил, что Россия ответственна за продолжение боевых действий в Донбассе и за назревающий там гуманитарный кризис. Он также подтвердил, что США продолжат усилия, направленные на то, чтобы разместить в Донбассе полноценные миротворческие силы под эгидой ООН. Волкер назвал «не имеющим шансов на успех» российский вариант, в соответствии с которым «голубые каски» ООН должны были бы применяться лишь «для защиты» миссии ОБСЕ, не обладая никакими иными полномочиями. Глава «ДНР» Александр Захарченко, естественно, по команде из Москвы, допустил ввод на Донбасс такой «охранной» миссии, которая никакой угрозы ни сепаратистам, ни российскому военному присутствию там не несет. Причем высказался лидер сепаратистов на этот счет в предельно хамской манере: «Если это будет формат, озвученный Владимиром Владимировичем Путиным (прямо «его императорским величеством»! — Б. С.), то моя позиция не меняется — я готов рассматривать и вносить в Народный совет предложение обеспечить безопасность миссии ОБСЕ и поставить патрули ОБСЕ, которые будет охранять ООН, на линии разграничения с нами. Но это не значит, что мы будем отводить свои войска, чтобы они могли там свободно передвигаться».

Миссия ООН нужна Путину только для того, чтобы легализовать российскую оккупацию части Донбасса. Если очень повезет, Кремль хотел бы, выполняя программу-максимум, «втолкнуть» «ДНР» и «ЛНР» в Украину, на своих, разумеется, условиях и еще до проведения там президентских выборов, чтобы оболваненные сепаратистскими властями и российской телепропагандой жители Донецка и Луганска проголосовали бы за того кандидата, которого им укажут в Москве. Но, по всей видимости, это несбыточные мечтания.

Настораживают заявления сепаратистов о том, что будто бы к линии соприкосновения переброшен украинской спецназ в российской военной форме, который готовит провокационные обстрелы украинских позиций, чтобы затем свалить вину на Россию. Практика показывает, что такого рода заявления появляются как раз тогда, когда готовятся обстрелы с российско-сепаратистской стороны. Еще тревожнее, что сепаратисты распускают слухи, будто ВСУ планируют сбить вертолет с наблюдателями ОБСЕ, а потом возложить ответственность за это на «ДНР» и «ЛНР». Опять-таки, есть опасность, что вертолет действительно будет сбит, но самими сепаратистами, чтобы возложить ответственность на Украину и создать некую альтернативу малазийскому «Боингу».

Тем не менее, хотелось бы надеяться, что вплоть до окончания 15 июля чемпионата мира по футболу, который пройдет в России, никакой новой эскалации боевых действий на Донбассе не последует. Москва слишком заинтересована в том, чтобы в этот период все внимание мировых СМИ было сосредоточено на очередном мундиале, и благодаря этому — на выстраивании позитивного образа России. Бои на Донбассе могут этой политике серьезно помешать. Вот после окончания футбольного чемпионата, как в 2014 году после завершения Олимпиады в Сочи, в принципе возможно любое развитие событий.

Однако вряд ли Россия рискнет провести большое наступление на Донбассе. К большой войне с Украиной она не готова ни в военном, ни в дипломатическом отношении. Поэтому дело, скорее всего, ограничится некоторой интенсификацией обстрелов с российско-сепаратистской стороны, но не более того. Я думаю, что вплоть до проведения президентских выборов в Украине никаких новых инициатив по урегулированию донбасского конфликта из Москвы не последует. В Кремле почти уверены, что Петр Порошенко не будет переизбран на второй срок, и надеются, что новый президент окажется сговорчивее. Только вряд ли эти надежды оправдаются.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ