Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О новом «союзнике» правительства

Или Почему инфляция снова приобрела угрожающий характер для экономики Украины
12 января, 2016 - 10:57

Иногда очень полезно вернуться к этимологии слов, которые мы каждый день произносим. Например, слово «инфляция» от лат. Inflatio означает «раздувание». Раздувание — это действие по раздуванию. То есть инфляция — это целенаправленное действие по раздуванию.

В подавляющем большинстве стран ЕС рост цен в 2015 году в основном не превышал 2%. В странах — ближайших соседях — в Беларуси, РФ и Молдове — инфляция наблюдается в размере 10% (± 2 в.п.).

А в Украине за период с января 2014 г. по ноябрь 2015 г. потребительские цены на внутреннем рынке возросли в 1,8 раза (в том числе на 24,9% в 2014 г. и на 42,3% за 11 месяцев 2015 г.).

То есть Украина является антирекордсменкой. Что же стало причиной такого высокого уровня инфляции у нас? Ключевыми причинами большинство экспертов называют следующие:

1 Девальвация гривни, которая выступила в качестве пускового механизма инфляционной спирали.

2 Инфляционные ожидания, которые подогревали инфляцию.

3 Структурные перекосы в экономике, которые выступили на стороне факторов расходов и стимулировали лаговое повышение цен.

4 Административное регулирование цен, которое выступило управляемым инфляционным шоком.

***

Что делали правительство и НБУ на протяжении последних лет, чтобы остановить неуправляемый процесс как обесценивания гривни, так и инфляционного движения?

Со стороны Национального банка для стабилизации ситуации на валютном рынке был задействован ряд административных и макропруденционных мер, в т.ч. временных ограничений на покупку-продажу валюты, усиление контроля за возвращением экспортной выручки в Украину, обязательной продажи ее большей части и т.п. Но в условиях нисходящей ценовой динамики на мировых товарных рынках отечественного экспорта и сокращения внутреннего и внешнего спроса введенные ограничения сформировали дополнительный фактор для развития отечественного промышленного комплекса, а именно привели к дефициту ресурсов, которых катастрофически не хватало даже на текущие цели, не говоря уже об инвестиционной составляющей.

Наряду с этим на фоне сложных условий функционирования экономики Национальный банк усиливает «стабилизирующие» меры, увеличивая стоимость гривни — на сегодняшний день учетная ставка составляет 22%. Своего максимального уровня она достигла в марте минувшего года на отметке 30%, в то время как в 2013 году она удерживалась на уровне около 7%. Это соответственно повлияло на стоимость денежных ресурсов в экономике и привело к фактическому замораживанию кредитной активности и сужению гривневой ликвидности.

В таких условиях средневзвешенная ставка по операциям по поддержанию ликвидности банков составляла 23% годовых в октябре 2015 года при среднемесячной ставке по кредитам в национальной валюте — 21,9%. Абсолютно ожидаемый результат принятых решений!

Попытки справиться с инфляцией расходов путем рестриктивной денежной политики и не могли привести к выходу экономики из рецессии, которая длится со второго полугодия 2012 года, ввиду дорогих кредитных ресурсов не только для физических лиц, но и для товаропроизводителей. В наших условиях такая политика может спровоцировать только еще более негативные последствия, чем сама инфляция, поскольку «барьер» дорогих денег мешает производственному и инвестиционному процессам, разрушает благосостояние населения и экономическую основу страны.

Правительство, со своей стороны, также проводит политику ограничения доходов, что имеет двойной эффект. С одной стороны, сдерживание роста заработных плат выступает тормозом для развития инфляционных процессов, поскольку ведет к ограничению платежеспособного спроса, а с другой — это «убивает» один из ключевых драйверов экономического развития — внутренний спрос. При этом правительство до сентября даже не пыталось проводить адаптационную политику к галопирующей инфляции путем индексации доходов.

Использование правительством других антиинфляционных механизмов — таких рыночных инструментов влияния на инфляционные процессы, как осуществление товарных интервенций на рынках основных видов продовольственных товаров, создание сети оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, обеспечение противодействия случаям злоупотребления монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий на внутреннем рынке, реформирование непрозрачных компаний таких как НАК «Нафтогаз Украины» и других — остается неэффективным. Ведь результат очевиден — сохранение признаков продолжения инфляционных процессов в Украине. В ноябре после октябрьской девальвации инфляция составила 2%.

И тут мы возвращаемся к этимологии слова — целенаправленное действие по раздуванию цен. На самом ли деле правительство и НБУ заинтересованы в быстром сокращении инфляционных процессов? Высокая инфляция, которая для подавляющего большинства граждан страны выступает дополнительным налоговым грузом, для власти — в коротком периоде времени дает определенные позитивные результаты. Они проявляются в виде растущих доходов бюджета. Понятно, что дополнительные доходы являются не результатом растущей экономики, а «инфляционным» налогом. Так, за 10 месяцев в условиях сокращения ВВП на приблизительно 12% доходы сведенного бюджета возросли на 151,3 млрд грн, или 40,9% оказались больше, чем в аналогичном периоде минувшего года, при инфляции в 49,5%. Достаточно показательная аналогия в темпах роста показателей. Это позволяет правительству отчитываться о перевыполнении бюджета, не «обращая внимания» на причины этого явления (общий фонд государственного бюджета за 10 месяцев перевыполнен на 13,8 млрд грн, или 3,6%).

Богдан ДАНИЛИШИН, академик НАН Украины

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ