«Галя», то бишь «Галина», извините уже такую фамильярность, - это «имя» туннелепроходческого щита, который роет (рыл!) метро на Виноградарь. Есть вроде бы такая традиция - называть эту махину (а ее каждый раз собирают заново) в честь жены начальника строительства. Поэтому в начале 2020 года щит назвали Галиной. Один туннель - от «Сырца» до еще не построенной станции «Мостицкая» - «Галина» уже прорыла. Должна была рыть второй, но - не судьба. О том, почему так произошло, и написана моя статья. А что касается «Галины», то что с ней, неизвестно. По одним данным, щит все еще под землей. По другим, его вытащили, разобрали и положили на полку - до лучших времен.
В любом случае, «Галя» свою миссию не выполнила. Но сама она в этом не виновата.
В жизни киевского метрополитена вообще наступила черная полоса. Столь длинная, что кажется, будто мы не переходим через нее, а идем вдоль. Последняя (по времени) станция подземки - «Теремки» - была открыта еще в 2013 году Александром Поповым. В 2016-м действующий мэр Виталий Кличко объявил о строительстве метро на Виноградарь - благо, что этот массив на окраине Киева начал активно прирастать все новыми и новыми кварталами.
Всего на Виноградаре должны были открыть 4 станции вместе с депо. Ими на севере города должна была завершиться «зеленая» ветка метрополитена. Четыре станции разделили на два отдельных строительства и объявили об открытии первых двух («Мостицкая» и «Проспект Правды») 31 декабря 2021 года. Иными словами, если бы все шло так, как задумано, через пару месяцев киевляне могли бы радоваться новым станциям - впервые с 2013 года.
Сначала процесс шел довольно бойко, и «Галина», как уже было сказано, прорыла свой первый туннель. Но в конце 2020 года, то есть вскоре после местных выборов, которые продлили пребывание Кличко у власти еще на один срок, все остановилось. Жители домов, под чьими окнами как раз и проходил туннель (и к стоимости квартир которых была включена близость к метро) свидетельствовали: темпы строительства начали падать осенью прошлого года, а по состоянию на начало 2021-го сошли на нет. Бывает, что по строительной площадке беспорядочно бродят рабочие, которые то ли имитируют деятельность, то ли собирают последний инвентарь, но работой такие движения точно не являются.
Что же происходит с метро на подступах к Виноградарю?
Эту историю стоит рассказать с самого начала, отметив, что генподрядчиком строительства является компания «Киевметрострой». Она выиграла тендер КГГА (через КП «Киевский метрополитен») с ценой за работу 5,98 млрд. грн. В декабре 2020-го Кабмин увеличил сроки расчета с субподрядчиками строительства метро на Виноградарь с 24 до 34 месяцев. В правительстве объяснили, что на выплату аванса понадобится больше времени из-за последствий пандемии коронавируса. Актуальная дата расчета за работы по этому проекту - октябрь 2022 года.
Иными словами, всем предлагают подождать еще как минимум год. По состоянию на сегодня коммунальщики (КП «Киевский метрополитен») кивают на генподрядчика, а генподрядчик кивает на коронавирус. В КП признают, что метро не строится и графики сместились. И уже не называют новых четких дат. Еще одна деталь: КП акцентирует, что, если подрядчик не может соблюсти сроки, он обязан уведомить заказчика о том, что у него есть основания для их перенесения. Но генподрядчик заказчику об этом даже не сообщал.
Более того, для того, чтобы изменить сроки строительства, у подрядчика должны быть веские основания, подтвержденные справкой Торгово-промышленной палаты о наличии форс-мажорных обстоятельств. Но таких справок и таких документов на сегодня не существует, говорят в «Киевском метрополитене». Сама же констатация того, что на дворе - эпидемия коронавируса, документом не является. Тем более, что дело вовсе не в коронавирусе.
Дело в том, что внутри «Киевметростроя» продолжается корпоративный конфликт. Он тянется с конца 2019 года. Тогда наблюдательный совет решил уволить гендиректора Василия Кобиля и назначить на его место Александра Метелицу. Глава наблюдательного совета Олег Токарев объяснил это «медленными темпами работ по продлению «зеленой» ветки».
После этого в дело вмешался Минюст, который признал собрания акционеров фиктивными и возобновил Кобиля в должности, намекнув, что рейдером является Токарев. 21 января 2020 года руководителем предприятия был назначен Константин Салий, а министр юстиции Денис Малюська сообщил об отражении второй атаки рейдеров на «Киевметрострой». Директором фирмы остался Кобиль, а конечным владельцем - российский бизнесмен Сергей Кияшко. Сейчас компания записана на иностранные оффшоры, бенефициарный владелец неизвестен, а руководит предприятием Андрей Пронин, сообщают журналисты-расследователи.
Так выглядит история с метро по состоянию на сейчас. История с, так сказать, открытым финалом. К которой, например, у меня есть множество вопросов.
Во-первых, если компания «Киевметрострой» имеет такой малосимпатичный бэкграунд - с конфликтами, арестованными счетами, судебной волокитой и т.д. - как случилось, что именно она выиграла тендер на строительство? С другой стороны, все остальные станции киевского метро строил именно «Киевметрострой». Хотя, возможно, для начала следовало бы ознакомиться со всеми участниками борьбы за тендер, чтобы оценить возможности и профессиональное реноме альтернативных претендентов, и только после этого поручать строительство «Киевметрострою».
Но, в любом случае, сначала проблемы «Киевметростроя» не помешали компании достаточно энергично начать строительство туннеля между «Сырцом» и «Мостицкой». Следовательно, дело не только во внутренних проблемах компании, но тогда в чем? Есть еще кое-что, о чем мы пока не осведомлены? Следующий вопрос: то, что замедление работ по строительству метро совпало с успешными для Кличко выборами, является совпадением или закономерностью?
По состоянию на сейчас известно о том, что «Киевметрострой» в судебном порядке пытается добиться того, чтобы две запланированные станции Сырецко-Печерской линии метрополитена - «Мостицкая» и «Проспект Правды», а также участки вилочного ответвления подземки в сторону будущей станции «Виноградарь» были сданы в эксплуатацию не до 26 ноября 2021 года, как это предусмотрено действующим договором, а до 12 мая 2023 года. Соответствующий иск был подан в Хозяйственный суд Киева еще в августе 2021 года, и ответчиком по делу выступает КП «Киевский метрополитен».
То есть не коммунальное предприятие судится с генподрядчиком, который нарушил сроки строительства и подвел весь город, а наоборот - генподрядчик судится с коммунальщиками. Для меня это также довольно странная ситуация.
Возможно, ключ к пониманию всего происходящего, заключается в коррупционных связях, которые тянутся от «Киевметростроя» к руководству столицы. Я не называю имен, потому что на самом деле не важно, чьи фамилии фигурируют в скандале. Это могут быть Иваненко с Петренко. Или Икс с Игреком. Всегда найдется кто-то, кто монетизирует власть через лоббизм выгодных для себя решений. И неважно, что такие решения разрушают жизнь города, ухудшают уровень комфорта в нем, разочаровывают жителей, ставят под вопрос их будущее и будущее мегаполиса.
Излишне говорить, что в «цивилизованных» столицах подобных вещей быть не может. Я не идеализирую жизнь за границей и не говорю, что там нет злоупотреблений. Есть, но не таких масштабов. Не такого исключительного цинизма и наглости.
На днях европейский аудитор-докладчик Юхан Партс отметил, что в Европейском Союзе нет стран, масштабы коррупции в которых были бы такими же, как в Украине. Такое мнение Партс, который является ответственным за подготовку отчета Европейской Счетной палаты, посвященного поддержке Европейским союзом реформ в Украине в борьбе с коррупцией на высоком уровне, высказал агентству «Интерфакс-Украина».
Позволю себе одну цитату из интервью Партса, очень уж она красноречивая и хорошо ложится в контекст:
«Я считаю, что ситуация в Украине несравнима с любыми странами ЕС. Лучшим показателем этого является связь между ВВП на душу населения и индексом коррупции. В Украине ВВП на душу населения - возможно, я ошибаюсь - это около 5000 долларов в год, в Польше - 18 000, в Эстонии - 23 000. Но все мы начали в 1992 году с одной и той же стартовой точки. Это - результат влияния коррупции. Я думаю, что Украина уникальна. Если вы посмотрите на данные, то эта страна должна быть очень богатой, но здесь лишь небольшая группа людей стала настолько богатой, что они смогли взять в заложники всю страну».
То, что Украина «уникальна» в плане коррупции - действительно правда. Не о подобной «уникальности» мечталось 30 лет назад, но сегодня действительность именно такова. Коррупцию надо искоренять, вырывать из тела общества, как щит «Галина» вырывает из земли целые пласты почвы.
Вот только где его взять, такой щит?..