Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опыт Сингапура

На какие образцы следует ориентироваться Украине в развитии армии и флота?
7 августа, 2014 - 10:20
ФОТО С САЙТА TIGERSANDFRONTIERS.BLOGSPOT.COM

Я предлагаю обратить внимание на армию и флот Сингапура — не очень большого (около 5,5 миллионов населения), но влиятельного островного государства Азии. Тем более что Верховный главнокомандующий Петр Порошенко любит ссылаться на создателя «сингапурского экономического чуда», бывшего премьера этого государства Ли Куан Ю.

И в самом деле: эта небольшая по площади, лишенная минеральных ресурсов и питьевой воды, страна уверенно развивается, имея сегодня ВВП, из расчета на душу населения, в 14 раз выше, чем Украина. Правда, не все в порядке в Сингапуре с политической демократией (хотя там в парламенте и представлены две оппозиционные партии) и со свободой слова (хуже, чем в Украине было при Кучме и Януковиче), однако фактически отсутствуют коррупция и преступность. За мелкие провинности (скажем, за брошенный на тротуар окурок или фантик) там штрафуют на большие суммы. А за умышленное убийство или оптовую торговлю наркотиками в Сингапуре — виселица. Правда, не так много желающих ее посетить — за последнюю четверть века полсотни преступников. Но речь не о том, а об оснащении и принципах формирования армии этого небольшого государства.

На Сингапур, через который проходят морские пути из Индийского в Тихий океан, в свое время засматривались государства-соседи — Малайзия и Индонезия. Но сингапурцы не стали просить ни у кого защиты и гарантий — они просто ударными темпами построили такую армию, которая способна нанести мощный удар любому потенциальному агрессору в своем регионе. Не стану обременять читателей большим количеством цифр и экзотических названий, но некоторые из них все же придется привести.

Поскольку речь идет об островном государстве, то начнем с флота, который реально является более мощным не только по сравнению с украинским, но и по сравнению с российским Черноморским.

На вооружении он имеет четыре подводные лодки, шесть фрегатов, столько же корветов, одиннадцать патрульных кораблей, четыре минно-тральных корабля и еще плюс сотня быстроходных патрульных катеров. Дальше идут силы непосредственного обеспечения наступления на вражескую территорию: четыре танкодесантных корабля, 34 больших и 100 малых десантных катеров. Речь идет не о каком-то ржавом хламе времен Второй мировой войны: Сингапур имеет среди прочих и корабли, построенные с использованием технологии «стелс». И что интересно: первый сингапурский фрегат был построен во Франции; а дальше за дело взялись сами сингапурцы. Благодаря высокому уровню автоматизации корабль длиной 115 метров с десятками пусковых установок ракет, способных поражать надводные и воздушные цели, а также со средствами для поиска и уничтожения подводных лодок, имеет всего лишь 70 человек экипажа. ВМС Сингапура, невзирая на значительное количество кораблей, не слишком многочисленны — всего три тысячи личного состава. Это и понятно: слишком малое количество населения островного государства, чтобы воевать количеством, а не умением и техникой.

Авиация Сингапура тоже заслуживает внимания. На ее вооружении — свыше 100 ударных самолетов, в основном — многоцелевые сверхзвуковые истребители четвертого поколения американского производства. А еще — три десятка реактивных легких разведчиков и штурмовиков собственного производства по итальянской лицензии. Кроме того, на вооружении — 64 ударных вертолета опять-таки made in USA, плюс дюжина многоцелевых легких вертолетов, совместно разработанных с консорциумом Eurocopter (Евросоюз). И, конечно, есть у ВВС Сингапура (численность — 13,5 тысяч личного состава) и полсотни беспилотников, без которых не может обойтись ни одна действительно современная армия мира. Опять-таки нам остается только завидовать...

Теперь о сухопутных войсках. Их общая численность в мирное время — 50 тысяч личного состава. Как будто и немного, но... Их основа — три моторизированных дивизии (в каждой две пехотных и танковая бригады), дивизия быстрого реагирования (амфибийная, аэромобильная, пехотная бригады) и отдельная механизированная бригада. При этом понятие «пехотная бригада» — эвфемизм, потому что реально речь идет о полностью механизированном и насыщенном бронетехникой соединении (в целом в сухопутных войсках Сингапура свыше 3500 единиц бронетехники). Среди этой техники — почти две сотни основных боевых танков, около 350 легких танков, 1050 боевых машин пехоты и свыше 1000 бронетранспортеров, десятки самоходных пушек, передвижных зенитных комплексов разного типа и тому подобное. Веско, не так ли?

При этом боевые машины пехоты — это собственные сингапурские разработки; они постоянно модифицируются и совершенствуются, имея не только эффективное оружие (пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и т.д.), но и чувствительные датчики и средства наблюдения (перископы, тепловизоры, видеокамеры кругового наблюдения, акустические датчики выстрелов стрелецкого оружия). Броня этих БМП значительно мощнее, чем на их российских или украинских аналогах, она обеспечивает намного лучшую защиту экипажу и десанту. Значительная часть БМП и БТР — плавающие машины. Они в случае необходимости через узкий Джохорский пролив к Малайзии доберутся сами, танки поплывут на танкодесантных кораблях, а некоторые БМП двинулся в путь на больших военно-транспортных самолетах, которых Сингапур имеет два десятка.

А еще в распоряжении сингапурских военных есть 300 легких плавающих бронированных разведывательно-дозорных машин. Полсотни в боевом составе, остальные — на консервировании. И они там не ржавеют, потому что за ними тщательным образом ухаживают.

Иначе говоря, небольшой по размерам Сингапур имеет ярко выраженную наступательную армию и собирается обороняться, разбивая противника на его же собственной территории. Кажется, что это единственная правильная стратегия, способная остановить диктаторские режимы в некоторых соседних странах.

Еще одна красноречивая деталь: богатый Сингапур мог бы себе позволить иметь так называемую профессиональную армию, укомплектованную солдатами-контрактниками. Но правительство государства считает, что лучше оставить призывную систему: юноши в возрасте 18 лет должны пойти в армию, чтобы вернуться домой вышколенными воинами «через две зимы, через две весны». Это дает возможность Сингапуру иметь большое количество подготовленных резервистов: 300 тысяч в сухопутных войсках, 7,5 тысяч — в ВВС, 5 тысяч — в ВМС. А еще существуют вспомогательные формирования: 12 тысяч личного состава в полиции береговой охраны, 84 тысячи — в силах гражданской обороны. Ну, и есть еще миллионный мобилизационный резерв — на случай войны.

Очевидно, не лишней является и такая деталь: на протяжении двух последних лет каждый военнослужащий получил по приказу командования iPad 2. Средств на это правительство не пожалело. Зато на генералах-адмиралах в Сингапуре экономят: политическое руководство Вооруженными силами осуществляют президент и министр обороны (гражданское лицо), а непосредственное — главнокомандующий ВС, который имеет звание генерал-лейтенанта; командующие сухопутных, морских и воздушных сил имеют звание генерал-майоров (а вот в Военно-морских силах Украины адмиралов, похоже, больше, чем боевых кораблей...).

Какие же выводы следуют из всего этого? Во-первых, Украина не должна иметь армию, которая количественно равняется армии Сингапура, нам нужна большая армия — слишком разные по размерам государства, слишком несоизмеримая протяженность их границ. Во-вторых, вряд ли при нынешних обстоятельствах Украина способна самостоятельно гарантировать свою безопасность — ей нужны могучие союзники. В-третьих, переход к профессиональной армии противоречит украинским национальным интересам: государству нужен многочисленный и хорошо обученный контингент резервистов. В-четвертых, следует активно использовать собственные научно-технологические и производственные ресурсы для модернизации армии и флота, но при этом не отказываться от закупки за рубежом и получения в качестве военно-технической помощи современного вооружения. И, наконец, следует наращивать возможности украинской экономики, проводить ее модернизацию, потому что нищая и коррумпированная страна не способна иметь мощные Вооруженные Силы.

Да, Украина — не Сингапур, она существенно отличается от этого островного государства. Но почему бы Сингапуру, действительно, не стать кое в чем для нас образцом?

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ