Между всплесками сильных эмоций всегда лежит пространство остывших чувств. Природа, заботясь, чтобы мы не сгорали в пламени страстей, периодически обливает разгоряченные головы холодными струями реальности. Завзятость, несмотря на прелести пылкости, плохо влияет на жизнь. А мы, украинцы, «завзятійши від всіх бурлаки», слишком сенсуальны, доверяя первым побуждениям больше, чем опыту. Сегодня мы сообщество фанов. Не потому, что плачем от счастья на стадионах при забитых голах и рыдаем проигрывая. Это нормально. Ненормально локальные победы поднимать до уровня стратегических перемен.
Выйдя на Майдан в 2004-м, мы ощутили себя на вершине европейской демократии и, сложив руки, сползли почти до тоталитаризма. Мы очаровались Виктором Ющенко и скандировали ему «Так!», когда он ничего не делал. Мы прельстились «покращенням» Виктора Януковича и тоже говорили ему «Да!», когда он вел не туда. Мы трубили в фанфары Евро-2012, но лишь в трубу пустили миллиарды. Как только броуновское движение партийных масс сместилось в сторону Европы, мы тут же превратили выпавший случай в почти осуществленную мечту. Мы еще не добыли сланцевого газа и на пробирку, но уже считаем, что дело о нашей энергетической независимости — в шляпе. Нет, нам точно нельзя увлекаться. Как дамам с повышенным гормональным фоном оставаться наедине с объектами желаний. Вовсе не из-за буйства природы. Просто потом наступает депрессия. После всех этих восторгов и катарсисов нами правит равнодушие и опустошенность. Мы уже не пускаем слезы умиления под звуки национального гимна, не выходим на площади, защищая свою честь и выбор. Мы обижены на тех, кому верили и доверили воплощать сокровенные мечты. На сборную по футболу, на политиков и начальников, на время и обстоятельства, Россию и Европу.
Впрочем, возможно, и не было никаких страстей. Просто колесо прессы скрипело в мейнстриме, да в социальных сетях наблюдался скачок напряжения. А большая страна оставалась, как всегда, невозмутимой, равнодушно принимая добро и зло национального значения. Ведь угасшую страсть может разбудить только новая. Где ее возьмешь, всепоглощающую и мобилизующую, как военный призыв? Современные дефибрилляторы не возвращают к жизни Майдан. Он утратил здоровый цвет лица, посинел и ушел в историю. Юлия Тимошенко птицей в клетке пробуждает сострадание, но не энтузиазм. Партия Регионов способна взять любовь только силой. Оппоненты же не проявляют чувств. Большое электоральное сердце похоже на мадам Грицацуеву. Оно готово к искушениям и ждет своего Бендера. Мы все обманываться рады. Но, кроме саммита в Вильнюсе, нет повода поднять уровень адреналина в крови украинцев. Зачах правительственный оптимизм экономических прогнозов, Президент устал перескакивать с вектора на вектор, парламент разомлел в тиши неопределенности. Украинский истеблишмент перестал дарить людям хорошее настроение. Он не летает с гусями на дельтаплане, не спасает вымирающего камышового кота, не скачет с шашкой наголо в козацком кураже, не собирает под свое крыло детей всех украинских классиков. Нет. Так не разбудишь народную любовь!
На днях Олег Тягнибок, Арсений Яценюк и Виталий Кличко снялись в непринужденной домашней обстановке. Один с банкой соленых огурцов, другой с яблочком из своего сада, а третий с бутылкой виски. Честно говоря, в моем дачном кооперативе лидеры решительнее выглядят. А тут не образы борцов за народное дело, а выставка достижений пенсионеров: яблочки, огурчики с выпивкой... Да еще не нашей, да еще в руках человека, пропагандирующего здоровый образ жизни. Ему бы «груша» в форме точной копии Виктора Федоровича подошла, а не продукт дистилляции. Но, видно, имиджмейкеры проглядели. А сами не догадываются, что народ их не по идеям встречает и провожает. Народу поступки нравятся, даже бессмысленные, как у Владимира Владимировича, главное, чтобы картинка добавляла того самого недостающего адреналина. Выкопайте пограничный столб на польской территории, чтоб не разъединял с Европой. Займитесь банджи-джампингом на мосту Патона, как иллюстрацией судьбы Таможенного союза, отцепите вагоны с московского поезда, раньше, чем пассажиров высадят россияне... Словом, действуйте, господа, влияйте на чувства, заставляйте себя любить! Тем более, страна, как барыня, «легли и ждуть». Непривередливая, на все согласная. Нам повода и намека достаточно, чтобы втрескаться без оглядки в героя и носить его на руках.
Только, где они, эти герои? Нет ни поводов, ни людей, источающих эмоции. Точнее, люди есть, но не большие и важные, а маленькие и простые, кто пашет, строит, играет на сценах, полях и роялях, словом, зарабатывает. Те же, кто деньги получает за службу, эндорфинов не производят. И в этом — загадка момента. Раньше власть, во всем ее многообразии ветвей, была источником вдохновения и оптимизма. Она рапортовала, разрезала ленточки, включала фонтаны и отключала реакторы, появлялась на публике, демонстрируя возможный уровень жизни, выдумывала праздники и давала обещания. А нынче нет былого драйва: обещаний, проектов, улыбок и фестивалей. На последнее народное гулянье пустили только православных, а «битву за Киев» проиграли, как уволенные из театра актеры. Скучно! Всем скучно... В такой атмосфере выигрышей не жди. Ни в спорте, ни в политике. Хорошо еще, что вильнюсский саммит — накануне Рождества и Нового года. Святой Николай, Санта-Клаус, или Дед Мороз, все вместе или каждый в отдельности на нашу энергетику точно повлияют.