Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пандемия и Путин: есть ли свет в конце тоннеля

12 мая, 2020 - 12:34

Владимир Путин в очередном обращении к нации объявил о прекращении с 12 мая режима нерабочих дней. Во всех других странах это означало бы начало постепенного выхода  из режима карантина, но не в России. Потому что как раз в день путинского выступления она установила очередной дневной рекорд по числу заболевших коронавирусом в 11 656 человек и по общему числу заболевших взяла почетную бронзу, выйдя на третье место в мире. Президент России снял с себя ответственность за смягчение или ужесточение карантина, полностью переложив ее на власти регионов. Прекратив режим нерабочих дней, он полностью снял с центральной власти ответственность за то, что будет дальше происходить с людьми, предприятиями и фирмами, равно как и ответственность за дальнейшие новые выплаты пострадавшим от пандемии и экономического кризиса, кроме тех, что уже объявлены. В сложившейся ситуации правительство в борьбе с пандемией и экономическим кризисом оказалось явно на вторых ролях, поскольку оно не может самостоятельно выделять какие-то дополнительные финансовые средства, а вынуждено ждать санкций на этот счет со стороны президента. Но и только те регионы могут хоть как-то бороться с кризисом, которые располагают для этого какими-то дополнительными средствами. А это – Москва и еще с полдюжины регионов-доноров. Все же остальные регионы вынуждены только имитировать борьбу с кризисом и безбожно занижать статистику как общего числа заразившихся коронавирусом, так и смертность от него. Впрочем, фальсификацией также занимаются столица и другие более богатые регионы. Это обстоятельство еще больше запутывает центральную власть, которая не имеет перед собой реальной картины распространения эпидемии.

Объявленные Путиным меры поддержки населения и бизнеса по большей части направлены только на выживание населения. Бизнесу же от них мало проку. Среди важнейших мер можно отметить увеличение вдвое минимального размера пособия по уходу за ребенком для неработающих и молодых родителей; каждый ребенок 3-15 лет с 1 июня должен получить 10 000 рублей; семьи, не имеющие права на материнский капитал, получат по 5000 рублей на ребенка до 3 лет в апреле-июне. Это, в частности, должно облегчить положение семей мигрантов, оставшихся без средств к существованию, но лишенных возможности вернуться на родину. Однако семьи, у которых нет детей, практически бросаются на произвол судьбы. Также с 15 апреля по 15 июля будут назначены специальные федеральные доплаты для сотрудников социальных учреждений (интернатов, домов престарелых). Это должно прекратить отток работников из этих учреждений, ставших одной из основных зон риска заражения коронавирусом.

Меры поддержки бизнеса, на первый взгляд, кажутся внушительными, но при ближайшем рассмотрении оказываются гораздо более скромными. Самая важная из них – это старт с 1 июня кредитной программы поддержки занятости в пострадавших областях и социально ориентированных НКО. Ставка кредита определяется в 2% и выдается госгарантия на 85% от суммы кредита, срок же погашения отодвигается до апреля 2021 года. Кредит списывается, если предприятие сохранит 90% сотрудников, и списывается половина кредита, если удастся сохранить 80% занятости. Будут списаны налоги (кроме НДС) и страховые взносы за II квартал для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей и социально ориентированных НКО. Индивидуальные предприниматели из наиболее пострадавших отраслей получат налоговый вычет в размере 1 МРОТ. Также на докапитализацию региональных институтов развития будет направлено 12 млрд. рублей из нацпроекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Сумма, замечу, по российским меркам, достаточно скромная.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что меры поддержки малого и среднего бизнеса далеко не достаточны и не смогут обеспечить его реанимацию после окончания действия карантина. Надо принять во внимание, что фактически активность малого и среднего бизнеса начала сокращаться уже с февраля, когда еще никакой эпидемии коронавируса в России объявлено не было, но люди, наслышанные про эпидемию в соседних странах, старались реже посещать магазины и особенно кафе и рестораны, что привело к падению оборота. А за полтора месяца карантина, который был более жестким в столице и крупных городах – основных местах сосредоточения предприятий мелкого и среднего бизнеса, большинство таких предприятий оказались в руинах и фактически умерли. Поэтому существует большая вероятность того, что когда начнут действовать обещанные выплаты и льготы, получать их будет уже некому. Наиболее же тяжелый для малого и среднего бизнеса налог, НДС, сохраняется в полном объеме без каких-либо послаблений, а значит, после возобновления оборота возможности бизнеса погашать взятые кредиты и убытки за месяцы простоя окажутся весьма ограничены. Мало кто сможет сохранить занятость на уровне 90% или даже 80% от докризисного уровня, а именно это является условием получения основных выплат и льгот. Положение могли бы спасти только длительные налоговые и арендные каникулы до конца года с полным или частичным прощением платежей. Но для этого потребуется распечатать триллионные резервные фонды, а делать этого Путин все еще не хочет.

Самое же печальное это то, что очень сложно определить, когда эпидемия в России пойдет на спад. Сейчас здесь 221 573 заболевших и 2012 умерших (всего-то 0,91%). На 1 млн. населения в России 1517 заболевших. Но если верить Сергею Собянину, в Москве на самом деле уже более 300 000 заболевших, а не 115 909 человек, как гласит официальная статистика. Если утверждение московского мэра верно, и также по меньшей мере втрое занижены данные по другим регионам, то общее число заболевших в России должно составлять около 665 тыс. человек, или около 4550 заболевших на 1 млн. населения. Последний показатель уже почти равен американскому (4187 человек) и из стран лидеров уступает только испанскому (5735 человек). Но США, Италия (3636), Англия (3286) и Франция (2718), не говоря уж о лидирующей Испании, пик эпидемии прошли уже дней 10 назад. Значит, в России, скорее всего, реальный пик заболеваемости уже пройден, и рост ежедневных показателей инфицирования связан не с реальной динамикой, а только с увеличением числа тестов. Вот смертность в России, к сожалению, в действительности на порядок больше, чем говорят оптимистические официальные показатели. Если взять итальянский показатель смертности в 13,99% (по числу заразившихся на миллион населения Италия из европейских стран ближе всего к России), то в России сейчас уже должно было умереть порядка 93 000 человек.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ