Новости российско-украинской войны в топе информационных агентств. Украинцы в горе и радости ежедневно просматривают тысячи комментариев о боевых действиях. Нет числа мнениям и суждениям экспертов, политологов, экономистов о том, что происходит, и что будет дальше. Нам свойственно стремиться заглянуть в будущее. Особенно в час испытаний.
Грядущее приближается, медленно день за днем, который для большинства из нас превратился в один, длиною вот уже в 54 суток. Все движется вопреки обычным законам человеческого сообщества. Война не поддается измерениям категориями мира, политическим и экономическим расчетам. Она устроена иначе. Война – всегда парадокс человеческой истории, момент непостижимого состояния людей. Начинаясь с малозначительных мотиваций: амбиций, обид и притязаний, она всегда превращается в глобальный конфликт ценностей. Так считали великие исследователи войн Клаузевиц, Спенсер, Гегель и считают нынешние философы. А значит, исход войны и картину будущего мира нельзя представить без сопоставления ценностей. За что воюют одни, и за что другие.
Для всех очевидно – мы сражаемся за родину предков, за право на жизнь своего народа и государства. Путинская армия сражается за нашу землю, которую она считает своей. Но битва происходит не только здесь. Украина абсорбирует вызовы всего современного мира, поэтому вправе считаться эпицентром Третьей мировой войны.
Во-первых, потому что разделила этот мир на демократию и деспотию, на желающих свободы и сторонников угнетения, на друзей Запада и его врагов, на искателей рациональных путей и двигающихся по дорогам наития и фанатизма.
Во-вторых, Украина до крайности обострила давнюю проблему энергетического питания цивилизации. Требуя от Европы отказа от нефти, газа, угля российского происхождения, мы ускоряем глобальный переход к зеленой, мирной энергетике. И это не все. Мы сокрушили миф об углеводородах, как сфере бизнеса и экономики. Теперь все видят – шахты, скважины и трубопроводы легко превращаются в инструмент запугивания, насилия, произвола. Нельзя допускать диктатуры к владению ископаемыми – вот в чем задача.
В-третьих, мы дали толчок пересмотру глобальной финансовой системы. Все началось с санкций и поиска капиталов преступного режима, но уперлось в колоссальные мошеннические схемы, налоговые гавани, коррупцию, узаконенные правила подкупа властей. Деньги перестали служить ценностям, наоборот они превратились в постоянно растущие зубы жирных бобров, грызущих здоровые деревья свобод и демократии. Вот почему по всему миру пошел отлов бобров, взлом их комфортабельных хаток и расчистка потоков.
В-четвертых, мы позволили народам рассмотреть за модерновыми фасадами международных институтов устаревшую и прогнившую суть. ООН, Красный Крест, многочисленные фонды и конторы с гуманистическими вывесками оказались заурядным прибежищем бюрократов, где аппараты съедают больше, чем все беженцы на свете. Тут тоже надо все менять.
В-пятых, мы вдохновили мир идеей значимости человеческого характера и воли. Такого давно не знали здешние края. Вместо скрупулезного подсчета ресурсных потенциалов, мы обратились к математике духа и сотрудничества, предмету, вышедшему из обихода больше 30 лет назад.
На мой взгляд, пять этих переломов в сознании (на самом деле их больше) позволяют представить, за что именно идут сражения на востоке и юге страны. Там рвутся снаряды, но земля дрожит везде. В предчувствии боли и обновления. Все пришло в движение. В том числе и России, которая не выйдет из войны не измененной. Алгоритмы наметились. Мы точно знаем характер перемен, но не в силах точно описать очертания мира по любым сценариям. Парадокс войны.
Перед нашим народом есть всего две задачи, соединяющие настоящее с будущим. Первая – не дать врагу продвинуться на востоке и юге. Вторая – получить доступ к замороженным репарациям, отложенным Россией на черный день. Они известны всем, кто приближает победу.
Все остальное – понятно. Обращаясь к уже упомянутому Герберту Спенсеру, размышлявшему о войнах больше нас с Вами, стоит выделить его характеристику самого плохого типа государственной машины, способной вести войну. Это тип страны, где «выживание и процветание слабейших, то есть людей с низшими интеллектуально-моральными качествами, ведет к деградации всего общества».
Войны разделяют страны и людей. Но одновременно они – самый крепкий цемент для строительства новых союзов. Тоже парадокс.