Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первые поражения российской пропаганды

5 ноября, 2015 - 16:58

Главный вывод нашего социологического опроса состоит в том, что Украина возвращается в мировоззрение рядовых европейцев.

Украина всегда была на политической географической карте Европы. Но о ней в основном знали люди, которые принимали решение в Европейском Союзе. Но они не всегда это учитывали при проведении своей политики, поскольку Украина была малоизвестной для их избирателей.

Наш социологический опрос показывает, что Украина возвращается на карту жителей Евросоюза. Она, так сказать, вышла из «слепой зоны».

Возможно, на этом этапе образ Украины носит пока отрицательный характер. Но нам не стоит обижаться на подобное восприятие, поскольку это все равно что обижаться на зеркало.

Главные ассоциации жителей стран ЕС, связанные с Украиной, - война, Россия, бедность. В некоторых странах существуют исключения. К примеру, в Польше в тройку ассоциаций с Украиной входит Львов. У немцев наша страна ассоциируется с братьями Кличко. В Швеции - с сине-желтым флагом, что, очевидно, связано с общими цветами флагов обеих стран.

Наш опрос как раз показал, что у жителей ЕС потенциально благосклонное отношение к Украине. Украинцам надо совместить это с реальным восприятием о них. Конечно, многое зависит и от того, насколько мы сможем перейти от этапа обещаний/мечтаний к этапу настоящих реформ, который заставит рядовых европейцев связать нас с «успешными историями».

Опрос мы проводили в два этапа. Первый касался восприятия Украины в целом. Второй - аргументов «за» и «против» членства Украины в Евросоюзе. Мы также спросили: как в ЕС видят конфликт между Украиной и Россией. К сожалению, опрос показал, возможно, и не совсем желаемый результат для Украины. Жители разных стран ЕС выбирали утверждения, которые могут нам казаться довольно противоречивыми.

Наибольшее количество респондентов полностью или частично согласилось с тем, что в Украине происходит вооруженный конфликт, инспирированный Россией. Больше всех это поддержали поляки - 75%. Меньше так считают французы (46%) и британцы (49%).

Но, к сожалению, значительное количество жителей ЕС (53%) оценили события в Украине как «гражданскую войну». В Германии так думает 61%. Однако можно заметить, что те же люди воспринимают события в Украине как «войну между Украиной и Россией», и те же респонденты называют это «гражданской войной», отвечая на другой вопрос. Это свидетельствует о том, что Россия своей пропагандистской машиной частично смогла навязать свой дискурс, внести смятение в голову европейцев, поскольку они не могут четко и критически оценить события вокруг Украины.

Частично виновата и сама Украина, когда выбрала довольно эвфемистический подход; европейцы могли просто запутаться, когда официальный уровень, с одной стороны, говорит о «антитеррористической операции», а с другой, о «прямой агрессии», «войне между Украиной и Россией».

Впрочем, хотя «гибридность» и проникла в головы европейцев, всех обмануть не удалось. Большинство граждан ЕС все равно считает, что этот конфликт был инспирирован Россией. Самое важное: среди европейцев не прижились и пропагандистские штампы России о «популярности» фашистских и нацистских идей в Украине и «хунте» во главе ее. Поражение российской пропаганды в этом смысле должно было вдохновлять украинцев.

Во время презентации мы призвали экспертов, дипломатов сосредоточиться на вопросе: как дальше вести себя украинцам, чтобы побороть российскую пропаганду, на которую Москва тратит сотни миллионов долларов? Один из выводов: Украина должна говорить правду как можно громче на всех площадках и всеми возможными способами: и официальными, и неправительственными.

Для нашего Института крайне важно, чтобы Украиной «занимались» не только европейские политики; важно, чтобы рядовые европейцы поняли, почему Украина сегодня - оплот безопасности на континенте. Когда это поймут рядовые граждане ЕС, то политики будут вынуждены считаться с их настроениями.

Сейчас мы находимся только на начальном этапе такой работы, но надо признать, что прорыв есть. Появился интерес к обсуждению Украины. Теперь вопрос заключается в том, насколько мы сами можем предложить сильные аргументы нашим партнерам-европейцам, чтобы полностью вернуться в европейскую семью. К сожалению, таких инициатив в Украине до сих пор немного. Усилия «Дня», который доносит правду об Украине иностранцам через англоязычный выпуск газеты, через собственные книги, в этом контексте сверхполезные. Чем больше таких кампаний - тем меньше шансов у «русского мира» инфицировать европейцев дезинформационным вирусом.

Кстати, при посещении магазинов в разных странах мира очень редко приходилось видеть книги, посвященные не только Украине, а нашему региону вообще. Во время недавнего пребывания в Берлине, я зашел в один из крупнейших книжных магазинов на Фридрихштрассе. Решил найти там хотя бы несколько книг, посвященных Восточной Европе... Каково было мое удивление, что кроме полки с книгами о Восточной Европе, я нашел отдельную полку, посвященную Украине. Там было много интересных, свежих книг. К сожалению, рядом была полочка с книгами о России, не меньшая по размерам. Но надо признать, что Россия была в фокусе внимания и раньше, а вот полочки с книгами, посвященными Украине, начали появляться относительно недавно. Самое важное - эти книги были написаны самими немцами. Раньше эти авторы занимались Россией, но в последние годы перепрофилировались – из советологов и руссологов они стали украинологами. И этот тренд особенно интересен, так как показывает пусть и медленную, но важную победу правды об Украине.

Чем интенсивнее мы будем действовать на коммуникационном направлении, чем сильнее будут наши аргументы для зарубежной аудитории, тем быстрее мы окажемся у себя дома - в Европе во всех отношениях.

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института Мировой Политики, специально для «Дня»

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ