В России разразился очередной шпионский скандал. На этот раз маски-шоу, т. е. обыски, прошли в кабинетах сотрудников Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) — головного НИИ корпорации «Роскосмос» в подмосковном Королеве. Сотрудников ЦНИИмаша, как можно понять из контролируемых утечек в прессу, подозревают в передаче материалов о новейшем российском гиперзвуковом оружии иностранной разведке (читай: американскому ЦРУ). Что же оказалось в руках потенциального противника? Согласно интервью, которое дал «Московскому Комсомольцу» генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов (в ФСБ он возглавлял Центра общественных связей, т. е. был главным пиарщиком «органов»), речь может идти о противокорабельной гиперзвуковой крылатой ракете 3М22 «Циркон». Принятие ее на вооружение будто бы полностью меняет расклад на море, поскольку авианосным ударным группировкам, основной силе ВМС США, вполне смогут противостоять ракетные крейсера.
А планирующий крылатый блок системы «Авангард» вообще делает бесполезными все системы ПРО и ПВО, поскольку способен совершать полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность на гиперзвуковой скорости и осуществляет глубокое маневрирование — как боковое, так и по высоте. И это при том, что у американцев этой сфере, если верить российской прессе, — одни сплошные неудачи. Якобы тамошняя гиперзвуковая крылатая ракета Waverider во время испытаний либо теряет управляемость, либо начинается ее механическое разрушение. А все потому, что материалы не выдерживают перегрева. Как пишет «МК», «по мнению военных экспертов, именно российские разработки в области композитных материалов и могут являться предметом повышенного интереса, поскольку нашим ученым удалось решить проблему управляемого полета боевого блока в условиях плазмообразования — при температуре на поверхности изделия до 2000 градусов по Цельсию».
Оставим на совести российских журналистов все утверждения насчет технической стороны дела, равно как и данные о чрезвычайной успешности российских испытаний и неуспешности — американских. Здесь интереснее другое. ЦНИИмаш гиперзвуковым оружием не занимается. Этими проектами занимается корпорация «Тактическое ракетное вооружение», не входящая в «Роскосмос». Версия следствия, как пытаются представить ее российские СМИ, сводится к тому, что, тем не менее, ряд сотрудников ЦНИИмаша, поскольку последний тесно сотрудничает с «Тактическим ракетным вооружением», имеет доступ к совершенно секретным материалам, связанным с гиперзвуковым оружием.
Да вот беда, сотрудники ЦНИИмаша, имеющие доступ к столь серьезным государственным секретам, за границу не выезжают и с иностранцами, если вдруг и контактируют по работе, то только под бдительным оком ФСБ. Зато вполне легально контактирует с иностранцами и даже, страшно сказать, ездит в загранкомандировки Дмитрий Пайсон, глава исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации («Роскосмоса»), в кабинете которого также прошли обыски и который пока что проходит по делу о разглашении сведений, составляющих государственную тайну, в качестве свидетеля.
На свой пост Пайсон, ранее работавший в ЦНИИмаше и в фонде «Сколково», был назначен предшественником Дмитрия Рогозина на посту главы «Роскосмоса» Игорем Комаровым. При этом ему еще до проведения обысков было сообщено, что в начале августа он будет уволен, а его подразделение — ликвидировано. Но, вероятно, Рогозин захотел не просто избавиться от кадров своего предшественника, но и обвинить их в шпионаже. Да вот беда, Пайсон и другие сотрудники его центра вообще не имеют допуска и доступа к секретным материалам, зато по роду своей деятельности могут выявлять те или иные коррупционные схемы, поэтому от них лучше побыстрее избавиться. Но чтобы связать главу исследовательско-аналитического центра с делом о шпионаже, пришлось выстраивать довольно сложную схему. Некие сотрудники ЦНИИмаша, непосредственно над гиперзвуковым оружием не работающие, но доступ к соответствующим материалам тем не менее имеющие, ознакомившись в ними, в дальнейшем то ли случайно, то ли намеренно, разгласили эту информацию в беседах с Пайсоном, а тот в свою очередь разгласил ее в беседе с резидентом американской разведки. Здесь стоит отметить, что в любом американском или западном суде доказать подобную схему было бы практически невозможно. Но российские суды по делам о шпионаже выносили обвинительные приговоры и по еще более фантастическим версиям следствия.
Также встает вопрос о том, как российской стороне могло стать известно об утечке данных. Американские разработки и испытания гиперзвукового оружия также строго засекречены, а для того, чтобы узнать о конкретной утечке, требовались очень подробные данные об американском проекте. Такие данные мог бы предоставить только российский «крот» в команде американских разработчиков. Но его бы точно не стали выдавать, устраивая столь распиаренную демонстрацию.
Арестованный же по делу об утечке данных пока что один. Это — 74-летний страдающий диабетом заместитель начальника одного из центров ЦНИИмаша, кандидат технических наук Виктор Викторович Кудрявцев. Взяли его сразу после проведения обысков. При этом можно предположить, что судебное разрешение на его арест было выдано заочно еще 19 июля, как раз накануне визита эфэсбэшников в ЦНИИмаш. Гиперзвуковым оружием он сроду не занимался, зато успел получить премию правительства России «за создание стартового и технологического оборудования ракетно-космического комплекса «Морской старт»». Кудрявцев также оказался среди подписантов открытого письма Владимиру Путину в поддержку обвиненного в госизмене ученого Владимира Лапыгина из того же ЦНИИмаша. Лапыгина обвинили в передаче китайцам демо-версии программы для расчета прохождения через атмосферу спускаемого аппарата корабля «Союз» (вещи заведомо не секретной) и приговорили к семи годам колонии. Кудрявцева же обнаружил в следственном изоляторе «Лефортово» член Общественной наблюдательной комиссии Москвы Евгений Еникеев, а позднее его арест подтвердили в «Роскосмосе». Возможно, что ФСБ решило отомстить ученому за поддержку Лапыгина. Но, если верить «МК», американцам был передан состав композитных материалов. А тут важна не столько документация, сколько конкретный образец. Однако совершенно непонятно, как его мог получить Кудрявцев, не занимающийся гиперзвуковыми разработками.
Думаю, что на самом деле никакой утечки сведений о российском гиперзвуковом оружии в Америку не было, а сами его возможности колоссально преувеличиваются российской пропагандой. И вся постановка с обысками и арестом в ЦНИИмаше как раз и направлена на то, чтобы максимально распиарить новые российские ракеты. Причем на этот раз пропаганда направлена не на Америку (в американской администрации точно знают, передавали или нет им какую-либо информацию о гиперзвуковых проектах России), а на ее европейских союзников, которых хотят таким образом запугать. Ну, а Кудрявцева если и посадят в конце концов, то не из-за мифического гиперзвукового оружия, а в связи с каким-нибудь китайским или индийским контрактом.