Итак, парламент рассматривает бюджет на следующий, 2022-й год. В документ внесено множество поправок, поэтому окончательная его конфигурация еще неизвестна. Однако зная основные цифры бюджета, уже сейчас можно судить о том, каким будет его окончательный вариант. А интересно здесь вот что: выросла ли финансовая грамотность в рядах народных депутатов настолько, чтобы «разгрызть» главную смету страны так же легко, как орешек в молочном шоколаде?
Боюсь, что все как раз с точностью до наоборот. Никто вообще не понимает, за что и зачем голосует. Понимают, возможно, считанные люди, и проталкивают нужные им нормы. А остальные даже не дают себе труда изучить многостраничный талмуд под названием «государственный бюджет».
Я не стану делать за народных избранников их работу и разжевывать им основные положения их же закона. Остановлюсь на одном его секторе - секторе налогов. Почему это важно? Потому что налоги - это альфа и омега бюджета любой страны. Как говорила в свое время Маргарет Тэтчер (и справедливо говорила!): Не существует никаких государственных денег, существуют деньги налогоплательщиков. И это действительно так.
Итак, налоги в бюджете-2022 еще вырастут. Если не количественно, то, так сказать, «качественно». То есть платить украинцам придется больше. И речь как раз не об олигархах, с которыми было решено бороться, а о «рядовых гражданах».
Как известно экономистам (и не экономистам, которых в Раде большинство, надеюсь, тоже), больше всего доходная часть бюджета зависит от налога на добавленную стоимость. На 2022 год НДС закладывается в размере 564,5 млрд. грн. (+72,5 млрд. грн. к 2021 году). Вторая крупнейшая составляющая доходов - налог с физлиц, составляет 160,8 млрд. грн. (+23,2 млрд. грн.). Но это - далеко не все налоги. За что же мы платим еще?
Начнем с многострадальной земли сельскохозяйственного назначения, теперь рыночного товара. Начиная с 2022-го, стартует уплата общего минимального налогового обязательства (МНО). Владельцы и/или пользователи такой земли обязаны платить налоги не ниже МНО. При этом внешние факторы значения не имеют: непогода, неурожай и др. никак не влияют на ваше обязательство уплатить МНО. Понятно, что такая новация прежде всего больно ударит не по крупным или средним хозяйствам, а как раз по малым. По семейным фермерским хозяйствам, например. По тем, которых за рубежом (да хоть бы и в соседней Польше) всячески поддерживают, а у нас всячески склоняют к эмиграции в ту же Польшу.
Досадным в этой ситуации является и дополнительная бюрократическая нагрузка. Потому что, кроме, собственно, нового налога, бизнес получает и новый административный груз: обязанность представления отдельного расчета МНО в составе налоговой декларации за год. При этом ФОПы - плательщики единого налога третьей группы - будут вести отдельный учет доходов и расходов от производства и реализации собственной сельскохозяйственной продукции (упрощенная система для них перестает быть упрощенной).
Но и это не конец сельскохозяйственной истории, потому что фермеры теряют одну из льгот, связанную с начислением налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Теперь они обязаны облагать доход при продаже продукции на сумму от 12 минимальных зарплат в год (72 тыс. грн.). Все это вместе взятое приведет к уменьшению доходов наиболее уязвимых землевладельцев. Собственно, часть из них вообще не сможет выплатить все налоги - хотят они этого или нет. Как будет развиваться эта ситуация дальше, ни я, ни кто-либо другой спрогнозировать не сможет. Вспоминается история одного фермера, который повесился из-за собственного банкротства и долгов - как раз в разгар коронавирусного кризиса, когда государство не спешило на помощь бизнесу (как, собственно, не спешит оно и сейчас).
Конечно, суицид - это крайний метод, то есть - вообще не метод решения проблем, а проблемы все-таки будут. Тем более, что сейчас налоговики (в лучших традициях Кучмы или Азарова) получат право в течение 60 дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации, провести внеплановую документальную проверку любого плательщика налога в случае заявления им бюджетного возмещения.
Фискалам предоставляется и право получать по запросу информацию от плательщика даже не по факту выявленного правонарушения, а при наличии фактов, что только могут свидетельствовать (!) о нарушении законодательства. На любые подозрения налоговиков нужно будет отвечать письменно и нести еще и это административное бремя. Как могут распорядиться новыми возможностями налоговые органы, догадаться не трудно - рост административного давления на бизнес для наполнения казны. Когда-то их властные возможности использовали для давления на политическую оппозицию (все мы помним маски-шоу периода Кучмы), а сейчас давление будет иного порядка и с другой целью, хотя не исключено, что политическое влияние налоговой мы увидим также.
Мне, как человеку, который посвятил большую часть жизни децентрализации и развитию местного самоуправления, хочется отметить и такой момент. Промышленность, которую нам очень нужно развивать, вместо поддержки от государства получает увеличенный в три раза экологический налог за выбросы двуокиси углерода (с 10 до 30 грн./тонну) и повышение в 8 раз (в восемь раз!) налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. При чем здесь децентрализация, если речь идет скорее о борьбе за экологию (достаточно специфическую борьбу, кстати)? Дело в том, что в условиях, когда потери местных бюджетов неизбежны, центральная власть получит еще один рычаг влияния на местные власти. И это не является хорошим сигналом.
Все это я пишу на основе одного лишь законопроекта №5600, который имеет длинное название «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений».
К документу было внесено 11 000 поправок, хотя лучшим от этого он не стал. И я так говорю не потому, что критиковать власть - всегда легче, а потому, что распределение всех расходов (у офиса президента финансирование частично забрали, а, скажем, медицине его частично добавили) имеет второстепенное значение, если имеется главный минус - увеличение налогов.
Кроме всего вышеупомянутого, принятый в первом чтении проект содержал сюрпризы и для застройщиков, которые уклоняются от налогообложения, реализуя недвижимость через физлиц. Это новшество я когда-то подробно разбирал в других своих статьях, а сейчас напомню о главном: сейчас доход от продажи одного объекта в год не облагается налогом, а продажа второго и последующих облагается по ставке 5%. Это позволяет застройщикам оптимизировать затраты, продавая квартиры физическим, а не юридическим лицам.
Законопроект №5600 был призван закрыть эту возможность. Согласно ему, доход от продажи третьего и последующих объектов недвижимости, проданных физическим лицом за год, должен облагаться по стандартной ставке - 18%. Правда, ко второму чтению в проекте решили смягчить эту норму. Теперь платить 18% налога придется не со всей суммы, полученной от продажи недвижимости, а только с разницы между суммой продажи и ценой, за которую недвижимость перешла к продавцу.
Кстати, о недвижимости, которая в Украине является единственным проверенным средством размещения капитала (поскольку рынок ценных бумаг и/или акций предприятий у нас находится в зачаточном состоянии, а традиция вкладывать средства в драгоценные металлы, камни или произведения искусства отсутствует). В 2022 году владельцы недвижимости (квартир площадью более 60 квадратных метров и домов более 120 «квадратов») заплатят налог еще выше, чем годом ранее. Это то, что у нас негласно (но довольно цинично) именуют «налогом на роскошь».
Конечно, квартира площадью 61 квадратный метр – такая себе роскошь, но речь сейчас не об этом. Размер этого налога зависит от минимальной зарплаты. Если в этом году платили из расчета прошлогодних 4723 гривен, то в 2022 году учтут «минималку», установленную на текущий год - 6000 гривен. Насчитывается этот налог с 1 июля, а оплата производится за предыдущий год. Кстати, в 2023 году в расчет будет браться минимальная зарплата на 2022 год, которую повышают с 1 декабря 2021 года до 6500 гривен.
При этом ставка налога - 1,5 процента от минимальной зарплаты за каждый «лишний» квадратный метр (свыше 60 кв. м для квартир и более 120 кв. м для домов), а это составляет 90 гривен. «Прекрасное» дополнение ко всем другим выплатам.
Например, к земельному налогу. Имею ввиду не тот, о котором шла речь выше, а налог на землю, который устанавливает местная власть. И который так же платит бизнес, арендующий площадь под свои объекты. Для лучшего понимания: киевский метрополитен, хоть и не является частным предприятием, тоже арендует землю у города. И постоянно жалуется на свою нерентабельность. Так продолжается из года в год, но к лучшему не меняется ничего.
Наивный расчет властей на то, что, выжав из народа последнее, они эффективно пополнят государственную казну, довольно скоро докажет свою несостоятельность. Не писать (сугубо «для отвода глаз») неработающие «антиолигархические» законы, не разводить болтовню о налоговой амнистии (которая на самом деле оказывается отмыванием заброшенных в оффшоры денег), а думать о том, как поддержать оптимальной фискальной политикой отечественный бизнес - вот единственный ключ к успеху. Додавить всех налогами и начислениями чиновники успеют всегда. А может раз в жизни попробовать подумать и о людях, которые эти налоги и обеспечивают?
Потому что, в конце концов, не будет людей - не будет и денег. И не только в государственной казне.