В этом году исполняется 300 лет проведения в России церковной реформы, которая предшествовала установлению в этой стране императорской власти. Однако что-то не видно, чтобы в России нынешней собирались помпезно отмечать этот юбилей. И это при том, что нынешняя российская власть любит апеллировать к имперскому прошлому.
Почему же это так? Попытаемся разобраться.
В 1700 г. умер Адриан — московский патриарх, собственно глава тогдашней православной церкви в Московии. Московский же царь Петр I, который заметно укрепился на троне, не разрешил выбирать нового патриарха. Им был назначен местоблюститель патриаршего престола, которым стал митрополит рязанский и муромский Стефан Яворский. Последний был украинцем,был родом из Галичины, учился в Киево-Могилянской академии и даже некоторое время преподавал в ней. Власть местоблюстителя была довольно ограниченной. Он должен был заниматься только вопросами раскольников, противников церкви и еретиками. То есть должен был выполнять этакие «полицейские функции» в церкви. Другие же патриаршие дела, в частности те, которые касались церковного имущества, передавались в ведение разных приказов, то есть административных управлений. Позже вышел ряд царских указов и предписаний, которые регламентируют деятельность православного духовенства и способствуют его подчинению светской власти.
Этот процесс получил логическое свершения в 1721 г. Именно в конце января (25 числа по старому стилю) Петр I подписал манифест о создании Духовной Коллегии, которая позже стала именоваться Священным правящим синодом. Упомянутый манифест содержал Регламент Духовной Коллегии, известный больше под названием Духовный регламент. Автором этого документа был еще один украинец — Феофан Прокопович, который тоже раньше учился и преподавал в Киево-Могилянской академии. Прокопович некоторое время проживал на Западе, в частности в Германии. Там он имел возможность ознакомиться с практикой подчинения церкви светской власти в протестантских странах. Подобное подчинение предлагалось в Духовном регламенте.
В начале этого документа читаем следующее: «Велико и сіе, что отъ соборнаго правленія можно не опасатися отечеству мятежей и смущенія, яковые происходятъ отъ единаго собственнаго правителя духовнаго. Ибо простой народъ не в?даетъ, какъ разнствуетъ власть духовная отъ самодержавной, но великою высочайшаго пастыря честію и славою удивляемый, помышляетъ, что таковый Правитель есть то вторый Государь, равносильный Самодержцу, или и больше его, и что духовный чинъ есть другое и лучшее государство, и се самъ собою народъ такъ умствовати обыклъ. Что же егда еще плевельные властолюбивыхъ духовныхъ разговоры приложатся и сухому хврастію огнь подложатъ? И когда услышится н?кая между ними распря, вси духовному паче, нежели мірскому правителю, аще и сл?по и пребезумно, согласуютъ и льстятъ себ?, что они по Самомъ Бог? поборствуют».
Из этих слов было понятно, что в государстве не должно существовать «двоевластие» — светское и духовное. И что духовенство должно подчиняться светской власти. 27 января 1721 года специально собранные члены Духовной Коллегии приняли присягу, а через несколько дней после этого, в начале февраля, состоялось торжественное открытие этого нового высшего органа управления православной церкви в России.
По своему устройству Духовная Коллегия (позднее — Синод), хотя и состоял из духовных лиц, напоминал тогдашние светские органы управления — коллегии. 11 мая 1722 года на заседаниях Синода стал присутствовать специально назначенный царем обер-прокурор. Он был светским лицом и фактически осуществлял надзор над работой этого органа.
Принятие Духовного регламента и создание Священного правящего Синода в основном завершило проведение церковной реформы Петра I, большую роль в которой сыграли украинцы. Неудивительно, что именно они в первые десятилетия т. н. «синодального периода» в истории Русской православной церкви занимали высокие иерархические положения.
Реально церковная реформа Петра I подчинила православную церковь светской власти. Теперь этот правитель мог претендовать на императорский титул, который объединял светскую и духовную власть. 22 октября 1721 года Петра провозгласили императором. Кстати, будут ли россияне отмечать в этом году это «знаменательное событие»? Ведь юбилей — да еще какой!
Синод правил православной церковью в России с 1721 года по 1917 год. Это, собственно, и был «синодальный период», когда православие стало инструментом в руках российского самодержавия. Такое положение вещей, в конце концов, привело к деградации религиозной жизни в имперской России. Даже сегодня представители Русской православной церкви неохотно вспоминают этот период. Хотя «синодальные травмы» и сейчас дают о себе знать в русском православии. Оно продолжает оставаться инструментом в руках правителей сегодняшней России, которые продолжают грезить империей.