Сила всегда права. И к этому все сводится. А слабость всегда виновата. Или лучше сказать так: быть сильным — это добро, а быть слабым — зло.
Джек Лондон. Морской волк
В октябре известный телеканал HBO (прославившийся в последние годы «Игрой престолов») выпустил мини-сериал «Екатерина Великая». Всего четыре короткие серии, но посмотреть их определенно стоит.
Серил этот предельно откровенный. Речь идет вовсе не о постельных сценах — ими в наше время можно удивить разве что первоклассника, все-таки о кодексе Хейса уже много десятилетий никто не вспоминает. Но эти четыре серии честно и без всяких околичностей отвечают на вопрос: «На каком основании Екатерина, совершенно посторонняя немецкая принцесса без всяких законных прав на российский престол, заняла его?».
Ответ на него не старается держаться в рамках приличий: трон она заняла на том основании, что оказалась для этого достаточно сильна. Братья Орловы пошли за Екатериной, гвардия пошла за Орловыми, а остальные — включая могущественнейшего вельможу графа Никиту Панина — скромно промолчали в тряпочку. Сила права? Законный порядок престолонаследия? Нет, не слышали.
Законного императора Петра III, мужа Екатерины, свергли и убили еще до начала сериала. Другой свергнутый император, Иоанн, погибает уже в первой серии. Наследник престола, сын Екатерины Павел, подобно пуделю, прыгает через тросточку своей матери. Право силы повсеместно торжествует над силой права.
Сериал HBO примечателен тем, что даже не пытается оправдать захват власти Екатериной с моральной точки зрения. Нет и намека на то, что, например, Петр III был дурным правителем и губил страну, а его мудрая жена удержала империю на краю гибели. Ничего подобного. Никакой нравственности здесь нет, есть факт — а факт состоит в том, что на российском престоле сидит Екатерина. Для тех, кому это не нравится, есть Тайная экспедиция, преемница Тайной канцелярии.
Итак, можно спокойно переступить через любые законы, силой захватить власть — а затем глубокой старухой умереть в своей постели и остаться в истории с прозвищем «Великая». Это Россия, господа.
И мало кто замечает, что подобный взгляд вообще характерен для этой страны. Через полтора века после событий сериала на выборах в Учредительное собрание эсеры набрали 40 процентов голосов, но что с того? У большевиков было достаточно силы, чтобы разогнать Учредительное собрание и расстрелять демонстрацию в его поддержку. Да, дело в итоге обернулось гражданской войной, но и ее выиграли красные (между делом захватив и Украину), сделавшие ставку на чистое насилие. Только оно и сработало.
Миновали десятилетия — и что же? Российские лидеры, и Ельцин, и Путин, не уставали подчеркивать, что Крым — никакая не спорная территория, это однозначно Украина. Но в начале 2014 года Россия оказалась сильна, а Украина слаба. И только это имело значение. Москва воспользовалась положением дел, чтобы захватить Крым и вторгнуться на Донбасс. Мировому сообществу только и оставалось, что бормотать об уважении к международному праву — без всяких попыток поддержать это право делом. Россия продолжает рассуждать в духе Екатерины: если мы достаточно сильны, чтобы взять нечто, мы это нечто возьмем. А остальные утрутся, им не привыкать. И остальные, к сожалению, действительно утерлись. Радует лишь то, что хотя бы Украина утираться не пожелала.
Преклонение перед фактом — то есть перед сегодняшним положением дел — черта типично российская, и об этой особенности национальной психологии стоит помнить всегда. Особенно когда садишься за стол переговоров с представителем этого государства. Неважно, какие у Екатерины права на престол — важно, что она в данный момент его занимает. Неважно, какие у России права на Крым — важно, что сейчас она фактически его контролирует.
И речь не идет об одних только обитателях Кремля. Безусловно, среди россиян немало таких, которые уважают право и закон. Однако тон все же задают сторонники принципа «Что наше, то наше, а вот о вашем мы сейчас и поговорим». И такой подход пока что работает. И США, и европейские государства, и остальной мир — все уже приняли тот взгляд, что Крым с точки зрения международного права, конечно, Украина, но фактически — Россия, и второе куда важнее первого. Точно так же после 1940 года цивилизованные страны не признавали советскую аннексию Литвы, Латвии и Эстонии — что, однако, не мешало им вести дела с СССР. Похоже, теперь и Украине предстоит на годы и десятилетия вперед готовиться к чему-то подобному.
Имея дело с Россией, всегда следует помнить о ее идеологии — фактопоклонстве. Это ведь и есть идеология капитана Волка Ларсена. Неважно, кому принадлежит по праву какая-то территория — важно, кто реально владеет ею. Кремль скажет именно это, а население РФ радостно ему поаплодирует.
Что же, спасибо каналу HBO. Он, по крайней мере, показал украинцам, с кем они должны иметь дело. Избавил от иллюзий.