Когда протесты достигают радикальной стадии, они начинают развиваться по внутренней конфликтной логике, и на их развитие уже мало влияют рациональные факторы, выявленные в желаниях, заявлениях или действиях отдельных игроков.
Почти полгода протестов в Гонконге против ограничения гражданских прав, три последних месяца активных демонстраций и маршей против закона об экстрадиции, а особенно — последние несколько недель ожесточенных уличных столкновений с активистами в масках, респираторах и касках, которые строят и поджигают баррикады среди наполненных дымом и слезоточивым газом улиц, с развертыванием волонтерских пунктов оказания медицинской помощи протестующим, с использованием водометной и бронированной техники, резиновыми пулями и жестокими рейдами полиции в публичном местах и на общественном транспорте, с шестью погибшими и 15 ранеными, более 1200 задержанными, среди которых более 100 человек остаются под стражей по обвинениям, которые активисты считают политическими, — все это привело к тому, что никто не желает, и уже и не может отступить.
На этом фоне заявление главы администрации Гонконга Керри Лам об отзыве скандального законопроекта об экстрадиции, прозвучавшее в среду, хотя и звучит как призыв к миру, но не вызывало у протестующих ощущение победы.
Протестующие в социальных сетях цитируют комментарий одного из лидеров — генерального секретаря молодежного протестного движения «Demosisto» Джошуа Вонга «слишком мало, слишком поздно», и распространяют цитату из популярного в последнее время в Гонконге фильма о Евромайдане «Winter on Fire»: «если мы примем условия правительства, наши погибшие друзья не простят нам».
Настроения протестующих можно понять. Потому что во-первых, если быть точным, в заявлении Керри Лам речь идет о не об отзыве законопроекта об экстрадиции, из-за которого начались протесты, а о предложении «начать отзыв».
Протестующие очень хорошо помнят предыдущие риторические попытки погасить протест, в частности, заявление от 15 июня, о том, что «рассмотрение законопроекта приостановлено», и от 19 июня о том, что «законопроект фактически мертв», ни одна из которых не остановила процесса рассмотрения. То есть, по мнению активистов, на самом деле речь идет о продолжении процесса, который будет включать второе чтение, внесение предложения по отклонению, голосование и принятие решения. И умудренные опытом «общения» с властью активисты имеют все основания не верить в то, что в результате такой процедуры скандальный законопроект будет отклонен, а не наоборот.
Во-вторых, отказ от экстрадиции является лишь одним из пяти требований протестующих, что выкристаллизовались во время протестов. Протестующие требуют отказаться от квалификации протестов как массовых беспорядков; провести независимое расследование действий полиции, которые привели к радикальным последствиям; требуют освобождения всех политических диссидентов; и введение всеобщего избирательного права.
«У нас есть пять ключевых требований, ничего меньшего мы не примем», — говорят активисты, и призывают к новой, еще большей демонстрации и новым акциям неповиновения в ближайшие дни.
Несмотря на то, что любые шаги, направленные на уменьшение напряжения, следует априори приветствовать, вместе с активистами своего скептицизма не скрывают и местные правозащитники и правоведы — в основном они придерживаются мнения, что заявление Лам направлено на то, чтобы отвлечь внимание и переложить вину за радикализацию на протестующих, тогда как этому можно было воспрепятствовать, отозвав законопроект еще два месяца назад и контролируя действия полиции. Также почти никто не верит в возможность объективного расследования жестокости полиции без привлечения международных экспертов.
В то же время, пропекинские политики в Гонконге безусловно приветствуют заявление Лам и считают, что оно будет способствовать деэскалации и «единению общества». «Простые люди хотят, чтобы эти жестокие споры и столкновения наконец прекратились, а Гонконг вышел из сложных обстоятельств», — заявил Старри Ли, лидер пропекинской партии Демократический альянс для улучшения и прогресса Гонконге (DAB). «Правительство демонстрирует свою добрую волю и желание идти навстречу требованиям протестующих», — считает Реджина Ип, лидер пропекинской Новой народной партии.
Итак, несмотря на достигнутый уровень радикализации и утраченное взаимное доверие, надеяться на скорую нормализацию ситуации, пожалуй, бесполезно. И заявление Керри Лам не обозначает победу протеста, а скорее маркирует очередной этап противостояния. Мы хорошо знаем, как это: когда несмотря на обманчивые заявления политиков, напряжение сохраняется, а социальные риски растут, и надеемся, мир поймет наш опыт.