Несколько лет назад в Харькове появилась новая фирма, которая выпускает приправы. Всех сортов и высокого качества. Для жарки и варки, для салатов и холодных мясных блюд. И в придачу по умеренным ценам. Все было замечательно — вплоть до президентских выборов. С момента, когда выяснилась победа нового главы государства над старым, фирма на внутреннем рынке перешла с использования на упаковках названий приправ на украинском языке (следует сказать, грамотной, литературный чистой, в отличие от некоторых законодательных актов) на использование русских названий. Не знаю, может, для Галичины и Волыни владельцы фирмы и оставили старый вариант надписей на упаковках, а вот в украинской столице теперь украинский язык на упаковках этих приправ можно найти редко — если эти упаковки выпущены до апреля. Мол, учите, дураки хахлы, «человеческий язык», хватит, поиграли в украинизацию, сейчас наша власть, наша культура и наш язык. И не имеют значения ваши законы о языке, их все равно отменят или изменят.
К чему это я? А к тому, что глава партии «Слуга народа», будущий глава Верховной Рады Дмитрий Разумков в интервью изданию «Новое время» выразил убеждение, что поддерживать украинский язык необходимо, действуя «методом пряника». Он заявил: «Я сторонник того, чтобы поддерживать украинский государственный язык, но действовать механизмом пряника, как и говорил Президент Зеленский». Дальше Разумков в качестве примера описал введение льгот на производство украиноязычного телевизионного контента, льгот для бизнеса, который создает украиноязычный контент. В то же время, по словам Разумкова, в Украине настолько многокультурная нация, что «с учетом нашей истории у нас не может быть какой-то одной культуры».
Ну, и на какие «пряники» может претендовать упомянутая харьковская фирма, чтобы она перестала презирать украинцев и насаждать «русский мир»? И речь идет не только об этих фирмачах — имя их коллегам легион, все они рвутся на российский рынок, а Украина для них только территория, на которой расположены производственные мощности. Когда президентом был Петр Порошенко, они знали, что свободный выход на рынок бывшей метрополии (впрочем, в их представлениях, похоже, вовсе не бывшей) им не светит, потому следует ориентироваться на рынок внутренний. А теперь, с президентством Владимира Зеленского, который даже в речи на День Независимости проигнорировал тот факт, что Россия является агрессором и оккупантом части украинских земель, не назвав этого агрессора по имени, капитал, который притворялся национальным, превратился в компрадорский, неразрывно связанный с «златоглавой Москвой».
Я преднамеренно привел этот пример, не обращаясь к анализу действий сугубо политической «пятой колонны». Хоть и интересно, какие именно «пряники» предложат депутатам новоизбранной Верховной Рады, десятки которых принципиально будут выступать на русском языке, а десятки будут делать то же, потому что не владеют языком государственным (да и литературным русским владеют, как говорят, «со словарем»)? И почему мы, рядовые граждане (а кто же еще? не олигархи же), должны оплачивать эти «пряники» для нарушителей украинского законодательства?
Впрочем, льготы для украиноязычных изданий, фильмов и телепрограмм, конечно, нужны. Но нужно быть очень наивным политиком (или притворяться таковым), чтобы не видеть: размеры московского «пряника» всегда будут большими. А потому следует совмещать «пряники» (в том числе и финансирование с помощью специальных программ и фондов) с «кнутами» для тех, кто нарушает действующее законодательство и готов продаться за чечевичную похлебку в виде достаточно больших сумм на банковских счетах и свободный выход на российский рынок.
Собственно, за сужением методов поддержки украинского языка до «пряников» стоит масштабное непонимание (или, возможно, нежелание понимать) реальной ситуации, в которой находится украинская культура, — не в сугубо художественном или фольклорно-этнографическом понимании, а как образ национального бытия. Да, можно долго дискутировать о нюансах, связанных с явлением «многокультурной нации» и с тем, возможна ли такая вообще (только не надо приводить пример Швейцарии, она — исключение в этом плане), но одна вещь, как по мне, не может быть предметом дискуссий. Украинская нация и украинская культура несут на себе тяжелый отпечаток российского колониализма и российского тоталитаризма. Украинцы — посттоталитарная, постколониальная и постгеноцидная нация, именно этим прежде всего определяется нынешняя «многокультурность» Украины, именно из этого следует исходить абсолютно во всех — от макроэкономических до филологических — проектах. А вместе с тем есть вещь, так сказать, еще более неопровержимая.
Понятие «культура» включает в себя и политическую культуру как систему ценностей, идеалов, целей и способов политических действий. И она может быть только одна, по крайней мере, как безоговорочно доминирующая в определенной стране, иначе эта страна в своем государственном качестве нежизнеспособна. Если в стране отсутствует общая политическая культура — страна вступает в период кризисов, а то и распадается. Сегодня это большая проблема для некоторых государств Западной Европы, где есть уже не только городские кварталы (приходилось в них бывать, хотя и в силу вопросов безопасности частично), но и целые города с доминированием неевропейской, недемократической, негуманной политической культуры. А на наших землях мирное сосуществование европейской украинской (во всех ее разновидностях) и деспотической российско-евразийской культур невозможно. Если бы в Украине доминировала последняя (к которой Дмитрий Разумков, судя по его выступлениям и политическим действиям прошлых лет, проявлял симпатию), то никаких свободных выборов в 2019 году не могло бы быть.
Понятно, почему «пятой колонне» Москвы враждебна сама идея доминирования в Украине украинской культуры в целом и политической в частности. Но почему с этим де-факто солидаризируются политики новой волны? Непонятно....