Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Русский стрим, бессмысленный и беспощадный

или Явления мутуализма на платформе YouTube
29 сентября, 2020 - 19:06

Русская информационная изба имеет три угла и сени. В красном углу, где висят иконы святых мучеников и мучителей, расположилась официальная пропаганда — государственное телевидение, которое ежедневно и многоканально заставляет россиян изучать путинский этимологический словарь. Милитаризация означает борьбу за мир, добро — зло, отстаивание прав человека — измену родине, тирания — суверенную демократию, мракобесие — веру, правда      — ложь и т.д. и т.п. Эти особенности русской лингвистики хорошо усваиваются от Москвы до самых до окраин. На планете осталось не так уж много мест, где при упоминании о «русском мире» люди не сомневаются, что речь идет о войне.  

Во втором углу избы на путинских ножках сосредоточилась «либеральная тусовка». Так называют там крупную и мелкую интеллигентную рыбу, поднимающуюся из глубин народа глотнуть кислорода из специально оставленных для нее лунок вроде «Эха Москвы». Но и там строго соблюдается этимологический плюрализм. Сказавший о войне в устаревшем значении уравновешивается мнением о мире по новому толкованию.

Третий угол построила для России Америка, предоставив деспотической стране платформу для обмена видео без цензуры. «Ютьйуб», как называют русские YouTube, хоть и маленький угол, но со множеством лавок, где разместились управленцы общественным мнением из самой избы и сеней — прибежища экспатов. О нем и поговорим.

Несмотря на разношерстность авторов, особой возни в третьем углу не наблюдается. Там тоже все расписано по ролям и сословиям. 

Больше всего «лайков» получает купеческое сословие журналистов и пропагандистов. Они щедро оплачивают места в ложе и на сцене YouTube, поэтому держатся в лидерах независимо от того, умеют ли они либерально дуть или подпевать власти соловьем. Деньги не утаишь в картинке. По заставкам и оформлению студий всегда видно, ху из ху в медийном пространстве. Зрителям нравится красота интерьеров с черепами и астролябиями, старинными креслами, кошечками на софе в стиле прованс, просторными залами, накрытыми на одну или двух беседующих персон, и все такое прочее, что должно наводить на мысли о изощренной харизме авторов стримов.

Тем, кто не может позволить себе красоту интерьеров, света и заставок, остается налегать на фантазии и посвященность в коварные козни Кремля. Ведь, говоря словами шекспировского Макбета, вымышленный страх всегда сильней, чем подлинный, пугает. И привлекает.

В артистической среде «публицистов разговорного жанра» приняты три (снова троица!) правила подобающего поведения. Во-первых, циничность суждений. Она отлично замещает смелость и позволяет метить одинаковым клеймом издевки положительных и отрицательных героев. Во-вторых, беспощадное изобличение пороков отдельных людей и власти в целом не должно задевать личных друзей и сообщников, пребывающих в той же власти. В-третьих, обязателен натуралистский взгляд на негодяев и их поступки. Ведь те — естественная часть русской природы, такие же существа, как клещи и комары, вынужденные пить кровь населения в силу высших законов бытия. При соблюдении этих правил автор стрима может рассчитывать на индульгенцию за критику Кремля и анонимную материальную поддержку, без ограничений наслаждаясь нарциссизмом на цифровых просторах.

Что, точнее кто, объединяет столь разных людей, стоящих на противоположных мировоззренческих платформах, но вынужденных толкаться на одной? По злой иронии судьбы — не президент РФ. Любящих и ненавидящих Америку русских объединяет Трамп. Они его любят, пребывая в либеральном, деспотическом, правом и левом положении. 

На втором месте, как всегда, голоса вне кремлевской юрисдикции. Из герценовского, тургеневского, набоковского, бунинского, довлатовского, пионтковского далёка видна Россия-матушка во всей ее не меняющейся красе. Здесь не те деньги в кадре, что лезут в око из купеческих стримов, но западный уровень жизни и присущая ему скоромность, позволяют сочетать приятные для народа картинки с неприятными для кремлевской власти выражениями.  Конечно, заграничное, в основном, за границей и смотрят, но кое-что просачивается и в Россию. Привычка приправить традиционные блюда тоталитарной кухни чем-то экзотическим — жива. Как и привычка глушить «вражеские голоса» отечественным шумом троллей и новым поколением эренбургов, идейно близких к Москве, а телесно — к Европе.

В отличие от геометрии, сумма двух известных углов не дает нам представления о третьем, самом пинаемом, но и самом важном в русском доме. Этот угол — «воронье гнездо» российского корабля, из которого лучше всего видно — на какие именно скалы и рифы держит курс гигантское судно. Наверху места немного, поэтому и людей там мало. «Гнездо» слишком высоко, чтобы на нижних палубах услышали предостережения. На верхних же сигналы тревоги марсовых заглушают звуки праздника жизни. Так что стримы людей этого уровня не собирают сотен тысяч просмотров. Аскетизм финансирования их проектов, конечно, сказывается на «картинке». И потом, сами авторы слишком серьезно относятся к жизни, чтобы смотреть и слушать их в часы вечернего досуга и жажды прикола.

Конечно, многое из того, что здесь сказано в адрес русского контента в YouTube, можно заметить в других национальных сегментах. Не только в России власть заинтересована переводить серьезные политические темы в формат развлекательных диалогов, где фантазии, конспирология, публичное поношение врагов и конкурентов ценятся дороже размышлений о том, что ждет впереди. Однако русские стримы выделяются среди других глубоким декадансом мыслящего сословия, какое бывает при распаде прежних ценностей и недосягаемости новых. Это как сиквел шеридановской «Школы злословия», поставленный уже не на бытовые, а политические темы. Вместо исправления собственных грехов и ошибок, герои заняты тем, чтобы испортить жизнь окружающим.

Это особенно ярко проявилось в недавнем интервью популярного в РФ блогера, который низводил до своего уровня Степана Светлова, медиа-лидера белорусского протеста. По идее интервьюеру из Москвы следовало бы поучиться у 22-летнего парня тому, как ставить на службу свободе и отечеству свои профессиональные навыки. Вместо этого тот привычно занялся компрометацией, словно перед ним находился спрятавшийся от правосудия властолюбивый олигарх. Днями позже выборку из этого интервью использовало российское телевидение для аргументации бредней Лукашенко о «западных кукловодах», на деньги которых устраиваются марши белорусов. То есть, записной либерал отработал свое, а записные «пропагандоны» — свое, при полном согласии сторон. В природе это называется мутуализмом. Так жабы пускают к себе в норы скорпионов, которые жалят всех, кроме хозяев приюта, или рыбы-клоуны прячутся среди щупальцев ядовитых актиний.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ