Итак, Верховная Рада решила, что правительство работало неудовлетворительно, однако в отставку его не отправила. Яценюк и его команда остаются как минимум до сентября 2016 года.
Ослабило ли такое решение парламента политический кризис в Украине? Нет, только усилило его.
Во-первых, весьма сомнительной отныне является легитимность «недоотставленного» правительства.
Во-вторых, голосование засвидетельствовало фактический распад парламентской коалиции, которая «породила» правительство Яценюка, однако повести себя с ним так, как Тарас Бульба со своим Андреем, не сумела.
Интересно, что судьбу правительства решила фракция БПП, которая отдала за отставку всего 97 голосов из имеющихся 136-ти. Почти 40 депутатов этой фракции либо не голосовали, либо отсутствовали.
Что это означает?
Ответ на этот вопрос может дать поведение главы Верховной Рады. Он - воздержался! А перед тем отказался от предложения провести сигнальное голосование и после этого перенести рассмотрение вопроса об отставке правительства. Хотя именно такая практика (проведение сигнального голосования) используется спикером постоянно.
Таким образом, Гройсман вел корабль парламента именно в ту гавань, которая и была конечной точкой курса.
То же сделали и почти 40 депутатов из БПП. Преимущественно это бизнесмены, люди больших денег. Они не из тех, кто будет рисковать. Они из тех, кто действует по соответствующему указанию. Откуда? Конечно, из Администрации Президента.
Характерная деталь: сам Порошенко за несколько часов до голосования в своем обращении не говорил об отставке правительства: он лишь напомнил, что 70% населения не доверяет ему и что нужна «полная перезагрузка правительства».
Но с Яценюком или без него?
Как хотите, так и понимайте.
Теперь можно думать, что в правительстве появится много новых людей — людей Президента.
Что же касается БПП, то неопровержимым фактом является глубокий раскол в президентской фракции. И это не удивительно, ведь блок имени Порошенко с самого начала напоминал политического кентавра. В его составе (причем, не только в парламенте, но и в местных советах тоже) немало бывших регионалов. По своей сути он полуолигархический.
И здесь кроется большая проблема нашего Президента. Он - в постоянном «шпагате», в конфликте с самим собой. Государственный муж внимательно прислушивается к бизнесмену. «Старый» Порошенко далеко не всегда готов подчиниться «новому».
Он до последнего держит Шокина на должности Генерального прокурора, потому что ему, оказывается, нужны удобные и ручные кадры.
Он пользуется услугами нелегитимной ЦИК, а «просроченному» председателю ЦИК Охендовскому вручает орден (тогда как «непослушного» судью Конституционного суда Виктора Шишкина преждевременно отправляет на пенсию).
Балансируя между реформаторством и олигархократией, остерегаясь энергии Майдана, полагаясь на «любих друзів», концентрируя в своих руках все больше и больше власти, Президент очень рискует.
Однако и все мы, к сожалению, все глубже погружаемся в зону риска, новой политической турбулентности. Последние события в парламенте сигнализируют именно об этом.
Владимир ПАНЧЕНКО, народный депутат Украины 1990—1994 годов