Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сила украинцев – в уверенности и осведомленности

18 апреля, 2022 - 16:30

Итак, утром 18 апреля по Львову снова были нанесены ракетные удары. Было слышно пять мощных взрывов, это, кроме журналистов, отметил и городской голова Андрей Садовый. Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк написал в Twitter: «Сразу пять мощных ракетных ударов по гражданской инфраструктуре старого европейского Львова». Но официальная информация от Воздушного командования «Запад» сообщает о четырех ударах, из них три по объектам военной инфраструктуры, один – по шиномонтажу. При этом глава облгосадминистрации Максим Козицкий призвал горожан в Тelegram: «Не снимайте ничего на видео, не фотографируйте и не распространяйте предположения из непроверенных телеграмм-каналов и групп. Ждите официальной информации». Следствие: не только в социальных сетях, но и на информационных сайтах почти сразу появились фото и видео масштабных пожаров в городе, снятые не только корреспондентами украинских информагентств, но агентурой (сознательно употребляю именно это слово) откровенно пророссийских интернет-каналов. Что касается разнообразных предположений и версий, они также немедленно «всплыли» в соцсетях. Неудивительно: какую информацию считать официальной, сколько было нанесено ударов, почему ракеты не были сбиты, и все же что было целью удара – военная или гражданская инфраструктура? Или, может, транспортная (одно попадание было – по официальным данным железнодорожников – рядом с вокзалом)?

Как видим, проблем с распространением информации, со съемками объектов ракетных ударов, и с доверием к официальным сообщениям хватает. И тут есть над чем поразмыслить, не правда ли?

Полнота и объективность информации во время войны – это вещи проблемные. Если не вообще недостижимые. Однако они не могут быть стандартно заданы раз и навсегда всем государствам и всем народам. Тоталитарное государство основывается не на информации, а на пропаганде. Это имеет последствия: когда такое государство даже подает в медиа-пространство объективную информацию, оно большинством аудитории мира может восприниматься как пропаганда, ничтожная и лживая. Хотя внутренняя аудитория, которая длительное время была объектом такой пропаганды, будет воспринимать сказанное и показанное как абсолютные истины. Не так с демократическими, даже несовершенно-демократическими государствами. Там, несмотря на понятные ограничения военного времени, без предоставления обществу правдивой информации о боевых действиях, доверие к власти начинает уменьшаться, а сила сопротивления агрессорам – падать.

К сожалению, в последнее время в Украине, по моим наблюдениям, на разных уровнях власти начали проявляться тенденции не слишком разумно (а иногда совсем глупо) сообщать обществу о российских бомбовых и ракетных ударах, и не только о них. К примеру, на днях в Киеве был обстрелян «объект инфраструктуры». Потом появились и фото последствий обстрела этого объекта в Дарницком районе. По данным мэра столицы Виталия Кличко, жертвами атаки стали несколько человек, один человек скончался, других госпитализировали. Что это был за объект? Об этом не сообщалось. В то же время в украинских масс-медиа появилось сообщение, что в Минобороны РФ заявили, будто в Киеве нанесли удар по цехам бронетанкового завода. Однако, насколько мне известно, в Киеве нет бронетанкового завода, еще в советское время существовал танкоремонтный, а это - большая разница. Да и на фото пораженного цеха не видно, что там находилось какое-то «живое» предприятие. И все же – даже если российская ракета попала в танкоремонтное предприятие и нанесла ему ущерб, неужели киевляне запаникуют от сообщения об этом? В первые дни масштабной войны, когда столица потерпела ряд мощных ударов, паники не было. А вот отсутствие правдивой информации может привести к распространению негативных настроений… И еще два сюжета такого же рода. На следующую ночь в столице были слышны звуки взрывов. Но это были не ракетные попадания. В эфире телемарафона первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник заявил: «На самом деле, несмотря на то, что в Киеве звучали несколько раз вечером и под утро сигналы воздушной тревоги, в Киеве спокойно, взрывов никаких не было. Это, скорее всего, была работа противоракетной обороны». Прекрасная формула: «Скорее всего»! Причем в устах официального представителя власти… А что же тогда горело с высоким столбом дыма, как показали фотографии в соцсетях? Да, это могло быть следствие падения сбитой ракеты, однако почему не сообщить об этом, как делалось в первые недели войны? Конечно, сразу не нужно сообщать точное место такого падения, чтобы не помогать врагу, но Россия имеет на орбите мощную группировку спутников-шпионов и где-то за сутки будет иметь информацию о точке попадания - а вместе с тем возможность приплести туда что угодно. Тогда же Россия совершила атаку на Броварскую общину. В обращении к гражданам мэр Броваров Игорь Сапожко заявил: «Сегодня с самого утра были попадания в ряд инфраструктурных объектов в нашей общине. Прошу сохранять спокойствие, возможны перебои с электроэнергией и водоснабжением. Все службы работают в усиленном режиме». А может стоило сказать, какие именно объекты пострадали? Ведь в соцсетях информация все равно будет распространяться и не обязательно достоверная. А доверие к властным структурам падает…

И наблюдения, как говорится, «из другой оперы». В Киеве недавно горят до утра фонари на улицах и во дворах. А до войны их на ночь оставляли очень мало, потом же, во время осады столицы, вообще выключали. Зачем теперь щедро освещают ночной город, обстреливаемый российскими ракетами? Не стану пересказывать причудливые предположения некоторых горожан – не лучше ли в этом плане было бы прояснить цели такого «превращения ночи в день»?

По-моему, сила украинцев – в сознательности и уверенности тех миллионов граждан, на которых все держится. И этими факторами власти не следует пренебрегать, потому что уверенность основывается не в последнюю очередь на объективной информации. А какие ограничения должны присутствовать в военное время, здесь следует внимательно и быстро изучить опыт Израиля, как во время «спокойной» военно-политической ситуации, так и во время активных боевых действий.

P.S. Все же Львов – действительно европейский город. Там через несколько часов после утренних ударов сняли и показали всем часть мест, куда попали российские ракеты. Как сообщил Андрей Садовый, «сейчас все службы работают над ликвидацией последствий, которые мы получили утром». Вот так.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ