Меня не покидает впечатление, что «языковой закон Бужанского», поставленный на повестку дня Верховной Рады с нарушением регламента (его отклонил профильный комитет), а затем перенесенный невесть на когда, имеет целью отвлечь украинский демос (который традиционно составляет примерно четверть взрослого населения) от чего-то очень и очень важного.
Я вовсе не утверждаю, что языковое законодательство — вещь не слишком важная. Так же не утверждаю, что «слуги» не могут попробовать неожиданно для своих оппонентов и всех мыслящих людей принять этот закон (тем более, что в последнее время «слуги» полюбили проводить внеочередные заседания и сессии для молниеносного принятия нужных им решений). Но разве уже не имеем прецедент? Есть и большой.
Под прикрытием масштабного публичного конфликта вокруг «закона Бужанского», через Верховную Раду уже проскочили весьма сомнительные изменения районирования Украины. Нам говорят — это Европа, это прогрессивно — укрупнение районов? Европа? Кого вы обманываете? В соседней Польше длительное время проводили эксперименты по новому территориально-административному делению, и только тогда, когда был избран и испытан лучший вариант, реализовали изменения разделения в масштабах страны. Но при каких условиях? В середине 1990-х польские села, которые я видел, имели заасфальтированные улицы с фонарями. И у подавляющего большинства селян были собственные авто — а как же иначе в стране, где даже при коммунистах не было колхозного строя (его эквивалент был ликвидирован в 1956 году)? А что будет у нас, когда в условиях очень плохого (если не сказать больше) развития общественного транспорта в сельской местности придется за сотню километров ехать в районные учреждения? А с бывшими районными больницами, которые были базовыми, что теперь будет? Более того, смотрел я на карту нового районирования Киевщины и увидел, что некоторые недавно созданные объединенные территориальные громады оказались разрезаны между двумя соседними районами...
На очереди, похоже, новый не менее сомнительный шаг «слуг» — запланированное на ближайшее время принятие существенно измененного закона «О Киеве — столице Украины», предусматривающий, в частности, разделение полномочий мэра и главы Киевской горгосадминистрации и запрет совмещения этих должностей. На прошлой неделе Комитет Верховной Рады по вопросам местного самоуправления, как сообщил заместитель главы комитета, нардеп от «Слуги народа» Александр Качура в Telegram-канале, поддержал вынесение проекта измененного закона на голосование во втором чтении. В FB он написал: «Буду требовать проведения внеочередного заседания для принятия закона в целом».
Напомню, в октябре 2019-го Верховная Рада приняла в первом чтении новую редакцию Закона «О Киеве — столице Украины». За соответствующий законопроект №2143-3 авторства группы депутатов во главе с Александром Ткаченко из «Слуги народа» проголосовали 244 нардепа. Окончательный текст законопроекта, который выносится на голосование, пока еще не известен. Однако известно, что в нем предусмотрено двоевластие в городе, сокращение количества депутатов Киевсовета до 80 человек (сейчас этих депутатов 120) и возвращение районных советов. Правда, последние Киеврада вроде имеет право ликвидировать. Полномочия Киевской горгосадминистрации авторы закона планируют передать Киевскому магистрату, который, в частности, будет отвечать за целевое назначение земельных участков в Киеве. Законопроект также предусматривает, что в каждом районе столицы по решению райсовета может создаваться ратуша — отдельное здание, в котором будут находиться органы местного самоуправления этого района и другие подчиненные им органы.
До сих пор в соответствии с действующим законодательством избранный киевлянами мэр назначался президентом и председателем горгосадминистрации. Даже Леонид Кучма не сумел в 2002 году отстранить от последней должности Александра Омельченко (представляется, ему очень и очень хотелось сделать это накануне президентских выборов!). Только Виктор Янукович сумел «подвинуть» Леню-космоса от управления городом, назначив осенью 2010 года главой КГГА Александра Попова, который получил все необходимые ему рычаги. Впрочем, здесь были определенные основания: Леонид Черновецкий фактически самоустранился от выполнения своих обязанностей и в конце концов куда-то «слинял» из Украины.
Сразу же бросается в глаза глупость, которая содержится в законопроекте, — ратуши как места осуществления районного самоуправления. «Ратуша (польс. Ratusz., с нем. Rathaus, от Rat — совет и Haus — дом) — орган городского самоуправления в ряде европейских стран, а также дом, где он расположен», — отмечает «Словарь иностранных слов». Никогда не приходилось слышать о районных ратушах, это — по европейской традиции — органы управления городом в целом. Неужели теперь Киев будет разделен на районы со статусом отдельных городов?
Но, в конце концов, районные муниципальные органы можно и переименовать (просто имеем лишнее подтверждение «компетентности» тех, кто готовил проект, и тех, кто за него голосовал). Серьезнее другой вопрос: а не потеряет столица Украины свое самоуправление после принятия этого законопроекта? Ведь самоуправление, закрепленное Магдебургским правом, Киев получил в конце XV века; это самоуправление подтверждалось великими литовскими князьями, польскими королями, украинскими гетманами, российскими царями и было отменено в 1834 году императором Николаем I. Возобновилось оно летом 1917 года, когда была свободно избрана городская дума, просуществовавшая до осени 1919 года и была разогнана большевиками. Неужели «слуги» возьмут на себя продолжение этой традиции, лишат киевлян возможности выбрать реального главу города и превратят органы самоуправления, как у российских императоров и большевиков, во что-то сугубо декоративное?