Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасти Донбасс — это помочь его самоспасению

6 мая, 2014 - 12:49
Спасти Донбасс — это помочь его самоспасению
ФОТО РЕЙТЕР

Полюбить нынешний Донбасс невозможно. Таким, какой он есть, его как что-то целостное, определенное любить нельзя, а вот ненавидеть — можно. Ведь разве не Донбасс в немалой степени оставил в 1991 году при власти партноменклатуру и помешал Вячеславу Чорноволу стать первым президентом Украины? Разве не Донбасс забросил в Верховную Раду достаточно большую группу «красных директоров» и демагогов-коммунистов? Разве не Донбасс сделал президентом Леонида Кучму и тем самым способствовал созданию в стране кланово-олигархического уклада? Разве не Донбасс дружно поддержал «дважды несудимого» проФФесора Януковича только за то, что тот «свой», «земеля»?

•  Ну а сегодня, после всех набегов местных «титушек» на Киев и другие города, после создания (при поддержке значительной части населения!) настоящей криминально-террористической армии, которая имеет целью уничтожение свободной Украины, — за что его любить? Но, собственно, проблема даже не в отношении значительного числа донбассовцев к «большой» Украине; проблема прежде всего в их отношении к самим себе. Вспомните поистине зверский разгон митинга за единство Украины 28 апреля в Донецке, когда стаи юнцов в камуфляжах при поддержке многочисленных «мирных» единомышленников, ополчившись битами, палками, а то и саперными лопатками под российским флагом при попустительстве милиции совершили расправу над своими земляками... И не эти ли же процессы вырождения характеризуют скупые строки статистики — ежегодно количество замерзших зимой в расчете на душу населения самое большое по стране именно в Донбассе?

Еще как-то можно было бы согласиться с тем, что Донбасс больше всего в Украине ностальгирует по распаду СССР — хотя никоим образом не будет способствовать успеху реформ. Но какого черта половина донбассовцев, согласно прошлогодним социологическим данным (сегодня, боюсь, показатели окажутся выше), хотела усиления цензуры и возвращения к плановой экономике? Вперед, в середину ХХ века?

•  Донбассу сейчас необходимо мощное профсоюзное движение. Не «желтое», то есть купленное властью или олигархами, а действительно независимое. Но... Несколько лет назад нескольких моих киевских коллег пригласили делать газету независимого шахтерского профсоюза, деятельность которого вышла за пределы Донбасса и достигла всеукраинских масштабов — с выходом на сотрудничество с зарубежными организациями. Но очень быстро реформы в газете были свернуты, потому что профсоюзовцы решили: нам неинтересна забастовочная борьба во Франции, нам неинтересны взаимоотношения Обамы с профсоюзами, нам неинтересна общая политическая ситуация в стране — нам нужны рассказы о соседних шахтах, их активистах и артистах еще советской эстрады. А еще, конечно, о выступлениях футбольных «горняков» из Бразилии и Африки (попытка затронуть вопросы о талантливых местных ребятах, которыми славился настоящий «Шахтер», была неудачной.).

И, наконец, как любить Донбасс, адепты которого вопреки исторической правде (и реальной истории самого края) утверждают, что будто бы с шахтерских забастовок начиналась независимость Украины? Что это, если не разновидность печально известной идеологии «Донбасс кормит Украину», а в крайней форме — «Донбасс юбер алес»?

•  Но вместе с тем... Разве фундамент будущей независимости Украины не закладывала еще в конце ХІХ века семья донбассовского предпринимателя Алексея Алчевского своей просветительской и политической деятельностью (дочь Алексея Кристина была активисткой первой украинской политической партии на Надднепрянщине — РУП)? Разве не воевал за эту независимость юный Владимир Сосюра, который вместе с тысячами других шахтеров Донбасса вступил добровольцем в армию УНР, став, так сказать, «украинским пролетарским националистом», врагом российских большевиков? Разве во время Второй мировой войны в Краснодоне и в Мариуполе не действовали плечом к плечу подпольные антинацистские и «красные», и ОУНовские организации, которые вместе боролись и вместе погибали? Разве — по документам НКВД — руководители полностью мифологизированной «Молодой гвардии» Иван Туркенич и Иван Земнухов не имели антисталинских взглядов? И разве не в Донецкой области родился поэт Владимир Биляев, который возглавлял после войны украинскую службу «Голоса Америки»?

Да и пусть и непоследовательная десталинизация, начавшаяся со второй половины 1950-х, неслучайно связывается с именем Никиты Хрущева, который пройшов свою рабочую выучку именно на Донбассе.

А в новейшие времена — разве были бы возможны модерная украинская культура, диссидентское движение и будущая независимость без Ивана Дзюбы, Ивана и Надежды Светличных, Николая Руденко, Олексы Тихого, Юрия Литвина, Василя Стуса?

•  Показательный в этом смысле пример рожденного на хуторе Ижевка поэта, публициста и лексикографа, соучредителя Украинской Хельсинкской группы Олексы Тихого. Он учительствовал в сельских школах Донецкой области и именно на Донбассе был трижды осужден «за антисоветскую агитацию и пропаганду». В своих «Думках про рідний край» Тихий писал: «Украинцы, которые родились и выросли на Донетчине, стыдятся признаться, что они украинцы, стыдятся говорить на украинском языке, потому что их называют «хохлами», «бандерами».  Я уроженец и житель Донетчины. Я — украинец». Поэтому в случае, если украинец из Донбасса сознательно выбирал украинскую идентичность, он придерживался избранного мужественно, последовательно и рационально. Несмотря на все обстоятельства. Разве мы все не испытываем сегодня нехватки в украинской культуре и политике на общегосударственном уровне этой категории выходцев из Донбасса?

...И давайте не будем забывать, что «донецким» является и Патриарх УПЦ КП Филарет...

Но это — не повод любить Донбасс. Это — повод ему сочувствовать. Так как большинство его жителей или пассивно отторгают лучших донбассовцев, даже не пытаясь что-то о них узнать, или откровенно ненавидят их как «предателей», «бандеровцев», «врагов славянского единства». С последними, если они берутся за оружие ради уничтожения всего украинского, разговор должен быть один — силовой. И единственные переговоры, которые с ними возможны, — это переговоры об их капитуляции. Потому что не Украина им, а они Украине объявили войну на уничтожение. И это нашествие новейшего варианта фашизма-по-донбассовски (который в действительности является местной разновидностью фашизма путинского) — трагедия всего этого края, путь к его масштабной экономической и антропологической катастрофе. Собственно, последняя уже не первый год в разгаре, и мы теперь наблюдаем ее последствия.

•  И неслучайно никто из моих знакомых выходцев из Донбасса, какого бы возраста они ни были, сегодня не собираются возвращаться на свою малую родину, — они не хотят жить по тем канонам, которых хотят не только вооруженные «зеленые человечки», но и значительное количество обиженного на весь мир гражданского люда, неспособного на элементарную логику мышления и на самокритичный подход. Но здесь еще, по-видимому, можно чем-то помочь, если активно действовать уже сегодня.

•   Донбассу очень необходимо спасение от самого себя, такого, какой он в своем большинстве есть сегодня. В этом ему необходимо помочь, однако для этого все сознательные силы самого края должны организоваться — конечно, при помощи Киева, при помощи других регионов — и отбросить прочь пацифистские суеверия и лозунги абстрактной любви ко всем вокруг. Ведь наиболее удачно такими лозунгами и суевериями пользуются «народно-криминальная армия» Донбасса и жлобы в ботинках из страусовой кожи, стоящие за спинами террористов.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ