Не так страшен Донецк, как его изображают журналисты. Донбасс — растерянный, но не затерянный. Жители региона относятся критически к власти в Киеве, но они еще больше побаиваются местных элит: киевских хоть немного можно контролировать, а до местных никому нет дела.
Вместе с несколькими послами стран ЕС, лучшими экспертами по борьбе с коррупцией, по судебной реформе Институт мировой политики провел в шахтерской столице конференцию. Тема «Успешная Украина: с чего начинать?». Друзья, коллеги — все отговаривали от поездки. Мол, не время. Опасно, в любой момент возможно введение войск из России, бесноватые диверсанты могут прибегнуть к насилию. Реальность оказалось несколько другим. Изучение настроений города началось с разговоров с таксистом. «Никто не поддерживает этих бандитов. Жителей города люди в масках больше пугают», — жаловался водитель. «Что нужно нам? Кусок хлеба, тепло в квартире, работа. Все напуганы ростом цен, всплеском доллара. Боятся, что станет еще хуже», — продолжает он.
Прогуливаемся около захваченной облгосадминистрации. Неловкое обезьянничание Майдана. Шины по периметру здания. Развешенные по всем углам российские флаги. Несколько десятков лиц с георгиевскими лентами. Плакаты, которыми обклеены стены администрации, обещают расквитаться с фашистами, киевской хунтой, Америкой. По атрибутике якобы Майдан. По духу — трагикомическая пародия.
Слишком мало людей. Слишком много агрессии. Слишком пестрые идеи, которые не вызывают особого энтузиазма у большинства представителей Донецка. Русский язык? Проблема надуманная. Все говорят так, как хотят. Федерализация? Не встретил никого, кто бы мог толком объяснить, — что это. Одни под федерализацией имеют в виду присоединение к России, другие — расширение полномочий местной общины. Чем не децентрализация? Не могут объяснить. Хуже стало жить? Но не станет лучше от того, что хмельная банда провокаторов и дальше будет расшатывать ситуацию на потеху врагу...
Большинство представителей Донецка это понимают. Да, они не выходят на массовые протесты против провокаторов. Одни боятся; другим, возможно, действительно, все равно, но это вовсе не значит, что они разделяют позиции людей в масках. Действия провокаторов в Донецке очень локализованы. Отойдите на сто метров от облгосадминистрации и увидите спокойный город: влюбленные пары, улыбающиеся лица, молодые мамы с малышами, чаепитие на открытых площадках ресторанов...
Поддерживают ли они присоединение к России? Большинство — нет. Поддерживают ли они маскарад диверсантов? Нет. В этом еще одна разница с Майданом. Он тоже был локализованным. За сто метров от Майдана — город, живущий своей жизнью. Грушевского пылала, а на бульваре Шевченко шла жизнь в своем привычном домайдановском русле. Однако в Киеве вам пришлось бы сильно постараться, чтобы найти человека, который не поддерживал события на Майдане, кто бы не ходил на воскресные вече, кто бы был не делился всем, чем мог, чтобы способствовать победе...
На нашей конференции собрались лучшие общественные активисты Донецка, лучшие журналисты, лучший преподавательский состав. Наверно, наша аудитория была не совсем, высказываясь социологически, репрезентативной. Но это были люди, которые и чувствуют настроения в городе, и могут посодействовать перемене ситуации к лучшему. Создалось впечатление, что представители Донецка несколько растеряны. Они понимают, что просчитались со своим прежним выбором — Януковича здесь теперь тоже не воспринимают. Но они не понимают, на кого можно положиться в настоящий момент.
Они переживают страхи, которые были привиты мифотворцами-попередниками. Местные социологи (Донецкий институт социальных исследований и политического анализа) выяснили, что 60,5% жителей Донецка боятся «бандеровцев», 47% — центральной власти, 38% — вмешательства европейских и американских политиков. Ау, мифотворцы, где вы спрятались?! Возможно, расскажете людям правду о своей лжи? Возможно, извинитесь? И речь не о российских деятелях — с теми все понятно; речь идет об отечественных манипуляторах, которые в прошлом году организовывали антифашистские марши, подкупали митингующих, вынуждали журналистов показывать «правильные» репортажи, прыгали по всем телеканалам со своими партийными темниками...
Страхи представителей Донецка, возможно, и нужно развеять. А еще больше необходимо рассказать о том, что можно в стране изменить. Между настроениями на Евромайдане и среди большинства представителей Донецка есть одна важная общая черта — и первые, и вторые хотят изменений; и первых, и вторых не устраивает нынешнее положение дел. Но есть и отличие: первые готовы делать все возможное, чтобы эти изменения наступили. Вторые — более пессимистичны, даже тот слой, который, казалось бы, должен быть мотором активности, здорового оптимизма.
Наши конференции как раз и направлены на то, чтобы люди поняли, что успешная Украина возможна. Что существуют механизмы влияния. Но для этого сначала важно консолидироваться, быть вместе — потому что наши внутренние противоречия работают против нас. И представители Донецка с восторгом слушали истории успеха от Центра противодействия коррупции, который и во времена Януковича смог спасти свыше миллиарда гривен бюджетных средств (их хотели раздерибанить любители госзакупок). С не меньшим интересом донецкие активисты прислушивались к идее судебного реформирования от Центра политико-правовых реформ. Потому что коррупцию не побороть, если чиновник не будет нести справедливого наказания. И если сначала в ремарках представителей Донецка господствовало отчаяние: мол, изменения невозможны, потому что невозможны, то под конец обсуждения начали обращаться к нам со своими советами. И пусть правоохранительные органы в прошлом году отреагировали лишь на 5% запросов Центра противодействия коррупции, а в 95% случаях не обнаружили злоупотреблений бюджетными ворами, то стоит все-таки обращать внимание на эти 5%.
«После сегодняшнего общения я понял, что людей в Донецке и Киеве беспокоят те же проблемы. Между вами больше общего, чем кому-то кажется. Я оптимист относительно перспектив Украины», — отметил в итоге посол Швеции. «Вы поймите: Россия все затеяла для того, чтобы сделать невозможными изменения в Украине. Послы должны это знать», — выкрикивал из зала местный эксперт. Очевидно, послы это понимают лучше кого-либо, но более важно, что это начинают понимать и в самом Донецке. «Не нужно никакого расширения полномочий местных общин. Мы местным не доверяем еще больше, чем киевским. Это же местные политики и бизнесмены поддерживают провокаторов, потому что боятся изменений, боятся, что их господству и кражам наступит конец. Мы знаем их имена. Нужно заканчивать с этим беспорядком», — добавляет еще один донецкий эксперт. «Нам нужна новая общественная мораль, чтобы было стыдно давать взятки», — добавляет другой.
Донецк на перепутье. Их кумиры оказались трусливыми ворами. Новые герои не появились. Их мифы, подпитываемые предыдущими властями, развеивают, а в настоящие идеалы и ценности они пока боятся поверить. Боятся снова довериться, чтобы не быть обманутыми. Донецк — город с характером. Поэтому здесь не понимают, почему их всех записывают в сепаратисты; донетчане не понимают, когда сначала говорят «Восток и Запад вместе», а затем призывают попрощаться с восточным балластом. С Донецком нужно вести диалог. И людей, готовых к диалогу, здесь немало. Успешной Украине нужен зажигательный и романтичный «західняк», ей также нужен прагматичный «східняк». В этом — базовый секрет успеха. Поэтому нам и навязывают враждебные правила и сценарии — ненависти, раздора и агрессии. Это путь в никуда, путь к руине. Назло врагам и внешним, и внутренним мы должны сорвать чужой план.