Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Судьба Европы решается в Украине. Не в первый раз, но…

16 апреля, 2022 - 13:55

«Впервые в истории судьба, по меньшей мере Европы, решается в Украине». Такие или почти такие утверждения легко встретить в соцсетях и на популярных сайтах. Утверждения, на первый взгляд, справедливы. Но только на первый.

На самом деле на протяжении ХХ века Украина и украинцы не раз играли одну из ключевых ролей на «геополитической шахматной доске», и если бы они делали не то, что делали, по меньшей мере Европа была бы значительно печальнее, чем она сейчас, и европейская цивилизация растворилась бы в евразийском желе. Просто в те времена реальная военно-политическая субъектность Украины не фиксировалась или почти не фиксировалась на уровне формально-политическом, а вдобавок таких масс-медиа, как ныне, дающих эффект присутствия на месте событий, еще не существовало. Вот и получалось, что значимые вещи происходили, но как бы без Украины.

Начнем, как говорится, ab ovo. Война (точнее, ужасающий цикл войн) на территории бывшей империи Романовых еще не стихла, как один из немногих украинцев-большевиков Владимир Затонский написал Ленину следующее: «Трижды мы получали Украину, и трижды украинский народ выбрасывал нас вон». Что ж, в общении между собой в те времена часть идейных большевиков не стеснялась говорить и писать правду. Затем их – включая Затонского – Сталин уничтожил, следствием чего стал ужасающий бардак в сталинской империи, а затем – все знаменитые «приписки» и «коррекции плана» во времена Брежнева, впрочем, это уже другая тема. Здесь же отметим, что один из тех украинских «пинков» по ​​планам Кремля пришелся на 1919 год, когда большевики сравнительно легко смогли оккупировать большую часть пророссийской Украины, но так же быстро потеряли ее под давлением не столько деникинского войска, сколько восставших крестьян, которые не хотели «коммунии». А еще прежде правительство ЗУНР категорически отклонило предложение Кремля – мы вам вооруженно поможем в войне со второй Речью Посполитой, а вы вместо этого пропускаете наши дивизии в Венгерскую советскую республику, а там они уже разойдутся по Европе – и в Австрию, и в Баварию (где также тогда возникла советская республика), и даже в Италию… С позиции сегодняшнего дня кажется, что вряд ли бы у Ленина и Троцкого полностью получилась их затея, однако европейская история точно стала бы существенно другой. О 1920 годе и о роли украинцев в том, что сорвались планы большевиков «напоить красных лошадей из Рейна и Марны» и «советизировать Италию» (опять Италия! революционные настроения там действительно изобиловали, но ими умело воспользовался ленинский ученик Муссолини). А в 1932 году, когда СССР нацелился было на войну против Польши, несколько факторов сорвали этот «освободительный поход», и не случайно Сталин написал Кагановичу и Молотову, что Украина является слабым звеном СССР и представляет опасность для всего советского строя. А если бы этот «поход» удался, и вторая Речь Посполитая уже тогда оказалась отсеченной в пользу СССР и Германии (тогда еще – демократической, но с гитлеровской НСДАП как самой мощной партией) а то и вовсе превращена в «Польскую советскую республику» (был у Сталина такой план в 1939-м, но не сложилось)?

Ну, а во время Второй мировой войны тот же Сталин с конца 1942-го вынужден был легализовать украинский патриотизм, де-факто – «украинский красный национализм», потому что за «великую Россию» даже советские генералы-украинцы не слишком стремились воевать. И право вести собственную внешнюю политику УССР получила (во время войны заключив даже некоторые международные соглашения), и право иметь свою Красную армию, и статус украинского народа как «великого», и многое другое, включая место среди государств-учредительниц ООН. Но все это осталось в тени, в юбилейные «круглые» и «полукруглые» годы «встречи на Эльбе» президенты США традиционно приветствовали Путина, хотя реально первыми встретились с американцами разведчики 1-го Украинского фронта (где на самом деле было много украинцев) под командованием старшего лейтенанта Григория Голобородько, в мирной жизни слесаря-механика из Полтавщины. Что интересно: среди американских разведчиков были сержанты Джозеф Половский, Мюррей Шульман и Питер Сытник, рожденные в семьях эмигрантов с украинских территорий. Но война в Европе была выиграна, можно было отодвинуть украинцев в небытие, и «наверху» было приказано назвать первыми других – разведгруппу лейтенанта Александра Сильвашка. Кстати, белоруса…

А блокада Западного Берлина (24 июня 1948 года – 12 мая 1949 года), когда советские войска перерезали все сухопутные пути к западным секторам Берлина, находившимся под контролем США, Великобритании и Франции? Расчет Сталина был прост: без подвоза пищи и топлива воины западных государств долго не выдержат, и вынуждены будут сдать Западный Берлин, а силой пробивать сухопутный коридор к нему не отважатся, потому что Советская армия на территории Германии имела колоссальное преимущество в живой силе, танках и артиллерии. Но США задействовали свою огромную транспортную авиацию и тяжелые бомбардировщики для переброски ресурсов в Западный Берлин. А сбивать эти самолеты Сталин не решился: преимущество в воздухе было на стороне Запада. Спросите: а при чем здесь Украина? Дело в том, что в то время в Западной Украине, в Польше и Литве еще активно действовало вооруженное Движение Сопротивления. И если бы начались масштабные боевые действия, то авиация западных государств перебросила бы достаточно оружия для антикоммунистических партизан, а они, в свою очередь, смогли бы вывести из строя железные дороги, которыми поставлялись советские войска в Восточной Германии. Взвесив это, Сталин решил переместить арену военного противостояния с США на Восток, в Корею…

Следующий сюжет, связанный с украинским влиянием на мировые события, вроде бы общеизвестен, но… В первой половине 1950-х годов украинцы-заключенные стали главной силой Сопротивления в лагерях ГУЛАГа. Это вынужден был признать даже не особо благосклонный к Украине Солженицин, написав, как радикально изменилась лагерная жизнь, когда за колючую проволоку попали «выдержанные широкоплечие хлопцы», которые сначала поставили на место уголовников, а затем организовали не одно восстание. Следствием стала скорая ликвидация сталинского ГУЛАГа. Правда, потом появился брежневский ГУЛАГ, но это уже другая история. Наконец, распад и ликвидация СССР. Неучастие Украины в новом «союзном договоре» сначала спровоцировало августовский 1991 года путч ГКЧП, а затем окончательно развалило Союз. А то, что позиция Украины в тех событиях была решающей, сомнения нет – достаточно хотя бы вскользь пересмотреть воспоминания членов команд Горбачева и Ельцина. Однако и здесь роль Украины не была оценена – западные корреспонденты сидели в Москве и описывали события под обзором своего места сидения, а отечественные интеллектуалы какого-то черта пытались подогнать украинскую действительность под т.н. "передовую" и "демократическую" московскую колодку. Так что, если сейчас что-то и делается впервые, так это вообще адекватное освещение роли Украины и украинцев в новейшей истории Европы и всего мира.

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ