Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В сторону от НАТО

Наступление на оппозицию может стоить Грузии получения ПДЧ
22 февраля, 2021 - 19:17

В Грузии разразился сильнейший политический кризис. Началось с того, что одному из видных оппозиционеров, лидеру партии «Единое национальное движение» (ЕНД) Никанору (Нику) Мелия суд заменил пребывание под залогом на предварительное заключение. Отметим, что председателем ЕНД является бывший президент Михаил Саакашвили.

В знак несогласия с решением суда премьер-министр Георгий Гахария подал в отставку. Сам по себе факт довольно рутинный. Премьеры в Грузии меняются довольно часто, но только не на этот раз.

Очень интересная создалась ситуация. Мелия обвиняется в руководстве групповым насилием и участием в нем во время штурма парламента 20-21 июня 2019 года, когда в центре Тбилиси проходила антироссийская акция протеста из-за посещения законодательного органа депутатом Государственной думы России Сергеем Гавриловым. Тогда российский политик сел в кресло председателя парламента, что вызвало взрыв возмущения в стране.

Акция протеста была разогнана с применением силы. В то время министром МВД был Гахария и по стране прокатились требования его отставки, но он пост не потерял и вскоре стал премьер-министром.

Со своей стороны, Мелия продолжал оппозиционную деятельность, стал депутатом парламента после выборов в 2020 году и в знак протеста против фальсификаций на голосовании наряду с другими депутатами-оппозиционерами отказался от работы в парламенте. Их требование — проведение внеочередных выборов на другой законодательной основе.

Суд запретил Мелия публичные выступления, ему на руку был надет электронный браслет (депутат его публично выбросил), затем он был лишен депутатской неприкосновенности.  

И вот теперь Гахария подает в отставку, потому что его «непоколебимая позиция» состоит в недопустимости применения даже законных мер в отношении конкретного человека, если они угрожают здоровью и жизни граждан, создают возможность для политической эскалации в стране. По его убеждению, задержание Мелия «должно быть проведено только тогда, когда будут купированы все риски, не будет существовать никаких ... поводов для эскалации». А поскольку, пояснил он, «я, к сожалению, вместе с моей командой не смог достичь общего подхода к этому вопросу, то принял решение уйти в отставку».

Оппозиция считает уход Гахария своей большой победой, в чем ее поддерживает Михаил Саакашвили, тоже требующий внеочередных парламентских выборов. При этом по некоторым опросам шансы на победу у ЕНД довольно призрачные.

На политическую ситуацию в Грузии накладывается заявление основателя правящей партии «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. По его словам, он ушел из политики и попросил представителей власти не беспокоить его телефонными звонками по какому бы то ни было поводу. Предварительно он передал большую часть своего состояния, исчисляемого, по данным разных источников, в $5-8 млрд, на счет созданного им ранее благотворительного фонда «Карту». Гахария считался его назначенцем и уход премьера, возможно, связан именно с действиями Иванишвили, а казус Мелия был только предлогом. 

Бывший премьер Гахария обладает качествами лидера, вокруг которого вполне может сформироваться команда. И тогда в оппозиционном спектре Грузии может образоваться новая конфигурация. Гахария способен составить конкуренцию не только новоявленному лидеру оппозиции Нике Мелия, но и самому первому гражданину Иванишвили, который, по мнению многих, просто бросил своего выдвиженца.

Как бы там ни было, но правящая партия долго не размышляла о кандидатуре на пост премьера. Им стал министр обороны Ираклий Гарибашвили. По общему мнению — ястреб.

Его назначение повергло оппозицию в шок и тем самым вызвало еще большую ее консолидацию, что для Грузии тоже редкость. Многие лидеры оппозиции забаррикадировались в штаб-квартире ЕНД с целью не допустить ареста Мелия. На проспекте Руставели начались акции протеста и тут же произошли задержания активистов. Власть ясно дает понять, что будет действовать достаточно жестко.

Развитие политической ситуации в Грузии вызвало волну критики на Западе. Литовский посол Андрюс Калидра появился в штаб-квартире ЕНД, где поддержал оппозиционеров, председатель комитета по иностранным делам парламента Литвы Жигимантас Павиленис также попытался хоть как-то наладить диалог оппозиционеров с властью.

На встрече со своим грузинским коллегой Николозом Самхарадзе Жигимантас Павиленис четко обозначил перспективу.  «Объединитесь сейчас, пока еще не поздно, будет уже поздно, когда вы снова увидите танки на ваших улицах и проблема в том, что России сегодня не нужны танки, вы сами боретесь друг с другом, и это самый большой подарок Путину. Пожалуйста, остановитесь!».

Развитие политического кризиса в Грузии имеет ярко выраженный международный аспект. Хотя Иванишвили и его партия многими рассматривались как пророссийские, на самом деле отношения Москвы и Тбилиси были весьма далеки от теплых или даже нормальных.

Грузия стремительно приближалась к условиям получения ПДЧ для вступления в НАТО. В Брюсселе и западных столицах считали, что в ближайшее время страна получит статус кандидата, а там и до вступления в Альянс недалеко.

Более того, Грузию ставили в пример Украине и Молдове по скорости трансформации и реформирования. И вдруг такой пассаж. Запад просто в недоумении и отсюда весьма резкие заявления, что сажая друг друга в тюрьмы, в НАТО не попадают.

Жигимантас Павиленис напомнил грузинским политикам, что «Когда Литва вступала в ЕС и НАТО, правые и левые всегда работали вместе. [Оппоненты] нас никогда не задерживали. Если репрессии и конфликт продолжатся, если продолжится путь угроз, шансы Грузии уменьшатся. Членами НАТО и ЕС становятся только лучшие».

Похоже на то, что грузинская власть не намерена идти на диалог с оппозицией и это обязательно скажется на отношениях страны с Западом. Окно возможностей на вступление в НАТО или даже на приближение к такому положению закроется и надолго.

Куда повернет политический руль Гарибашвили пока сказать трудно. Ясно одно — политическое объединение Грузии, Украины и Молдовы на основе общих представлений, в частности, об оборонной политике, также пока откладывается.

Для Киева это плохая новость, так как, по крайней мере, расширяет возможности для российского Черноморского флота в восточной части Черного моря. Соответственно уменьшаются возможности совместных маневров армий и флотов Украины, Грузии и западных партнеров в акватории Черного моря.  

С другой стороны, наша дипломатия получила наглядный урок неустойчивой политической ситуации у наших соседей в Азово-Черноморском регионе и соответственно нам ничего не остается, как полагаться на собственные усилия по обеспечению обороны страны с помощью западных партнеров.

Судя по нервной реакции Москвы, военные учения в Украине с участием инструкторов из стран НАТО серьезно беспокоят российских военных. С марта по декабрь до 4 тыс. инструкторов из США и других западных стран будут участвовать в учениях, и обучать украинских солдат и офицеров. Личный состав ВМС Украины пройдет подготовку на кораблях королевского флота Великобритании. В Москве это в очередной раз назвали провокацией.

Обстановка на украинских морских и сухопутных границах неспокойная и имеет тенденцию к обострению. Изменение политической ситуации в Грузии увеличивает такую вероятность.  

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ