В нынешней ситуации, когда Россия начала полномасштабную войну против Украины, Венгрия едва ли не единственная из стран Евросоюза и НАТО, которая фактически противодействует Украине и реально занимает пророссийскую позицию. Незадолго перед этой войной премьер-министр Венгрии Виктор Орбан посетил Москву и встретился с Владимиром Путиным, договорившись об экономическом сотрудничестве, в частности, в сфере поставок газа. И это при том, что в то время были крайне напряжены отношения между Западом и Россией. Когда началась полномасштабная война, Венгрия заявила, что она не будет поставлять оружие Украине. Более того – запретила транспортировку через свою территорию оружия для нашего государства. Венгрия также блокирует вступление Украины в Евросоюз, другие западные структуры. Отказалась вводить санкции против России.
Чем обусловлена такая особенная позиция Венгрии? И ее любовь к россиянам?
Исторически оснований для такой любви вроде бы и нет, как это, например, у Сербии. Ведь российские войска подавили венгерскую революцию во время «весны народов» 1848-1849 гг., которой так гордятся венгры. Эта революция – один из самых главных моментов их национальной памяти. Венгры и россияне не были союзниками ни в первой, ни второй мировых войнах. В конце концов советские (реально – российские) войска осуществили кровавое подавление антикоммунистических выступлений в Венгрии в 1956 г.
Венгрию еще со времен Средневековья считают частью европейского мира. Здесь утвердился католицизм. Во время Реформации часть венгров стала протестантами. Так что с Россией эту страну "духовные скрепы" не связывают. Венгрию без промедлений приняли и в НАТО, и в Евросоюз.
Можно, конечно, говорить о том, что существуют определенные экономические интересы Венгрии, которые ведут ее к сближениям с Россией. Это, в частности, желание получать дешевый газ.
В то же время в Венгрии существуют, чего там греха таить, антиукраинские настроения. Венгерские шовинисты продолжают рассматривать Закарпатскую область как «свою территорию». Ведь когда-то эти территории входили в «великую Венгрию». Здесь и сейчас проживают десятки тысяч людей, которые считают себя венграми. Многие из них фактически имеют «двойное гражданство», получив венгерские паспорта. Венгрия специально финансирует в Закарпатье разнообразные культурные проекты, формируя через своих агентов (к тому же достаточно успешно) представление, что этот край входит в «венгерское пространство». Поэтому любые шаги со стороны Украины утвердить в этом регионе у местных людей украинскую идентичность вызывают резкую реакцию венгерских руководителей. В частности, такую реакцию вызвал перевод преподавания в школах Украины на украинский язык.
Но только ли этим объясняется русофильство, часто сочетаемое с украинофобией, присущее какой-то части венгров? Думаю, это явление имеет глубинную этнопсихологическую основу. Несмотря на значительные отличия между россиянами и венграми, в формировании этих этносов, что удивительно, есть немало похожего. Можно даже утверждать, что эти этносы - это как бы «братья по крови».
Конечно, в современном мире «чистых этносов» практически нет. Как правило, формировались они в результате этнической интеграции, причем нередко интегрировались «инородные» элементы. Не является исключением в этом отношении ни русский, ни венгерский этносы.
Если говорить об этносе русском, то его «колыбелью» является т. н. российское Нечерноземье, которое в древности было заселено финно-угорскими племенами. Даже сейчас многие населенные пункты, реки, озера имеют финно-угорское происхождение. В том числе и столица России Москва. Однако во времена Средневековья, еще со времен Руси, эти земли стали местом славянской эмиграции. Тут появились русские княжества, во главе которых стояли князья «племени Владимира» (их у нас, в большей степени следуя российским историкам, именуют Рюриковичами). Когда эти княжества оказались в составе Золотой Орды, на формирование русского этноса немалое влияние оказал тюркский фактор.
Приблизительно такие же составляющие сыграли основную роль в формировании венгерского этноса. Правда, это формирование произошло с «точностью до наоборот». Приблизительно в конце IX в. воинственные венгерские племена «приобрели родину» на землях, заселенных славянами, на что, в частности, указывала «Повесть временных лет». Поэтому многие венгерские топонимы имеют славянское происхождение. Это одна из бывших венгерских столиц Вышеград, нынешняя столица Будапешт, озеро Балатон и т. д. А венгерская народная культура имеет немало славянских черт. Кроме того, ряд венгерских фамилий имеет славянское происхождение, а в венгерском языке есть немало славянизмов. К примеру, одной из наиболее распространенных фамилий в Венгрии является Горват (Хорват). Действительно, значительная часть славян, проживавших на землях, занятых венграми, называли себя хорватами. Также среди венгров распространены фамилии Орос (то есть русин, украинец) и Лендел (поляк). Даже «величайший поэт» Венгрии Шандор Петефи не имел ни капли венгерской крови. В жилах его текла кровь славянская. А звали его – Александр Петрович. В конце концов не один он такой. В войске национального героя Венгрии Ференца Ракоци (кстати, полувенгра, полухорвата), которого так высоко сейчас ценят венгры, служило множество русинов-украинцев. Среди этих его воинов встречаются, в частности, такие фамилии, как Балога, Пинзенык…
Заметную роль в формировании венгерского этноса сыграли и тюркские элементы, в том числе половцы. Попутно стоит напомнить, что фактически государственным языком в Золотой Орде был язык половецкий. Половцы, или куманы, появились в Венгрии во второй половине ХІІІ в. Здесь они заняли немалые территории, которые стали именоваться Куншагом. Венгерский король Ласло IV, мать которого была половчанкой, в 1279 г. предоставил этому краю широкую автономию, просуществовавшую до 1876 г. – почти 600 лет. Постепенно половцы «растворились» среди населения Венгрии. Но, что показательно, и сейчас в Венгрии довольно распространена фамилия Кун, то есть половец.
Конечно, не следует, рассматривая нынешние политические реалии, абсолютизировать этнические или этнопсихологические факторы. Но и сбрасывать их со счетов не следует. Мы видим, что венгры так или иначе тяготеют к русским и дистанцируются от украинцев. И это, так или иначе, имеет этническую и этнопсихологическую основу. И такое не следует игнорировать.