28 декабря прошлого года в Москве был задержан американец канадского происхождения Пол Уилан. По утверждению российской стороны, Уилан был задержан во время проведения «шпионской операции», в связи с чем ФСБ возбудила в отношении американца уголовное дело по статье «Шпионаж», предусматривающее до 20 лет лишения свободы. 3 января стало известно, что Мосгорсуд назначил Уилану меру пресечения в виде ареста на два месяца.
По данным Росбалта, ссылающегося на свои источники в спецслужбах, Уилан был задержан с поличным после получения флэш-карты со списком сотрудников одного из секретных ведомств, составляющим государственную тайну. При этом сам американец свою вину не признает, а его брат Дэвид Уилан сообщил прессе, что Пол прибыл в Москву на свадьбу своего бывшего сослуживца по морской пехоте, которая состоялась в престижном отеле в центре Москвы 28 декабря, в день его задержания.
«Для меня немыслимо, что он сделал что-то, нарушающее закон в России», – утверждает Дэвид Уилан в интервью The Washington Post. Как удалось узнать американскому изданию, Уилан начал служить в морской пехоте в 1994 году. В 2004 и 2006 годах он принимал участие в кампаниях в Ираке, а в 2008-м был уволен за неподобающее поведение в связи с несколькими обвинениями в хищениях. По сообщениям прессы, обвинения были подтверждены решением военного суда. На момент задержания Уилан занимал пост директора по безопасности в американской компании Borg Warner, производящей и поставляющей автозапчасти, и на протяжении последних десяти лет неоднократно бывал в России.
Исходя из биографии Уилана и других известных фактов ветераны как американской, так и советской разведок уверены: задержанный в Москве американец не имеет никакого отношения к спецслужбам, и его арест можно рассматривать как своеобразное «заложничество», то есть провокацию с целью будущего обмена на арестованную в июле россиянку Марию Бутину.
«Для меня немыслимо даже представить, что мистер Уилан участвовал в разведывательной деятельности в Москве. Российская служба безопасности – одна из лучших в мире, и она выделяет огромные ресурсы для мониторинга и выявления активности Соединенных Штатов. Следовательно, разведсообщество США проводит в России только самые важные, самые ценные операции. Именно поэтому ЦРУ не использует для такой работы американцев, не обладающих дипломатическим иммунитетом. Мы не занимаемся сбором информации на низовом уровне, и уж тем более не используем для ее сбора туристов. Российские спецслужбы, к примеру, могут использовать двойных агентов или другие шпионские игры, ведущие к аресту американцев. Люди, не имеющие неприкосновенности, могут быть арестованы и стать «торговой приманкой» для обмена таких заключенных, как Олдрич Эймс, Роберт Ханссен или Мария Бутина. Американская разведка не позволила бы себе оказаться в такой ситуации», – сообщил в интервью автору бывший старший сотрудник ЦРУ с почти 30-летним опытом работы в разведке Джон Сайфер.
Ветеран американской спецслужбы отмечает, что Владимир Путин сам был профессиональным офицером КГБ, а затем директором ФСБ – службы, ответственной за внутреннюю контрразведку, и последние почти 20 лет является – президентом России.
«Он прекрасно знает долгую историю борьбы российской и американской разведок. Путин лично видел аресты, перебежчиков и усилия, предпринимаемые его стороной для раскрытия разведдеятельности США. Он очень хорошо знает, как работают Соединенные Штаты, как и то, что мы не используем людей, подобных мистеру Уилану. Кроме того, ЦРУ никогда не станет нанимать человека, уволенного из армии за преступное поведение. Я не могу себе представить, что мистер Уилан участвовал в каких-либо скоординированных действиях по сбору разведданных», – уверен Джон Сайфер.
По словам бывшего офицера ЦРУ, ситуация осложняется тем, что российский закон о шпионаже позволяет арестовывать кого угодно.
«В 2012 году россияне изменили закон, и в итоге он стал настолько расплывчатым, что позволяет Кремлю обвинять в шпионаже любого, кого им захочется. В первую очередь это сказывается на некоммерческих организациях. Таким организациям, как USAID, Amnesty International и некоторым другим пришлось всерьез задуматься о прекращении работы в России из-за боязни того, что сотрудничающие с ними люди могут быть обвинены в шпионаже как «иностранные агенты», занимающиеся «политической деятельностью», наносящей ущерб российскому государству. Это настолько размыто и неточно, что государство может использовать такие формулировки в любой момент, когда пожелает», – пояснил он.
Джон Сайфер отмечает, что подобные случаи уже встречались в истории российско-американских отношений.
«Можно провести параллель с делом Эдмонда Поупа, однако более уместен здесь пример Николая Данилова. Он был репортером US News, арестованным в СССР по обвинению в шпионаже через три дня после того, как ФБР арестовало сотрудника КГБ в ООН», – вспоминает он.
При этом ветеран американской разведки считает: задержание американца в Москве – это прямое возмездие за арест Марии Бутиной.
«Если это так, это говорит о том, что Кремль серьезно относится к аресту Бутиной и боится, что у нее есть серьезная информация, которую она может сообщить ФБР. Кремль, вероятно, надеется оказать давление на администрацию Трампа, чтобы вынудить провести «обмен шпионами» или хотя бы начать переговоры», – предполагает Джон Сайфер.
Такого же мнения придерживается и другой ветеран ЦРУ, Майкл Сэллерс.
«Тот факт, что Уилан был уволен из армии за неподобающее поведение, означает, что он ни в коем случае не может быть сотрудником ЦРУ. Извините, это бы его дисквалифицировало. То, что его посетил лично посол США в Москве – само по себе неслыханно. Обычно послы не посещают тюрьмы. Это означает, что мы столкнулись с серьезным делом. В конце концов, ясно, что это не что иное, как захват Путиным заложников. В конечном итоге он будет выдвигать сфабрикованные обвинения – что-то вроде того, что Уилан пытался получить секретные материалы от гражданина России, которые на практике окажутся фактами, которые любой россиянин мог сообщить любому американцу», – предполагает он.
Оценка ветеранов ЦРУ совпадает с мнением бывшего подполковника КГБ Акифа Гасанова, прослуживший около 15 лет в советской разведке.
«Скорее всего, этот человек попал в поле внимания российских спецслужб в связи со своими активными контактами в России. Однако вряд ли он представляет какой-то интерес. России нужен был кто-то уровня Бутиной, и в результате заметили этого беднягу. Я не знаю подробностей его разработки, но, на мой взгляд, по своему уровню он не представляет интереса ни американцам, как агент, ни русским, как шпион. Думаю, это просто фигура для обмена с американцами», – заключает он.
Данное предположение кажется особенно вероятным на фоне последних событий. Как выяснилось, адвокатом Пола Уилана стал Владимир Жеребенков – по информации The Daily Beast, бывший советский следователь, который никогда прежде не рассматривал дел о шпионаже с участием иностранного гражданина. Российские независимые наблюдатели за условиями в местах лишения свободы полагают, что, скорее всего, адвокат был подобран той же ФСБ, что и арестовала Уилана. При этом Жеребенков не скрывает: его цель – организовать обмен американца на кого-то, кто сейчас удерживается в США.
При этом Интернет-пользователей в Соединенных Штатах насторожил еще один момент, а именно – характер связей Пола Уилана с Россией. Как оказалось, у арестованного американца имелся аккаунт в российской социальной сети Вконтакте, предположительно находящейся под контролем ФСБ. В своих постах (если они действительно принадлежали ему) Уилан восхвалял Дональда Трампа, а также… российскую армию! Он публиковал поздравления с Днем Победы и Днем защитника Отечества на русском языке, ставя в записях изображение российского флага, а одно из русскоязычных видео на его странице прямо посвящено Дню защитника Отечества и называется «Армия – зеркало государство». Ролик рассказывает о том, как Владимир Путин возродил российскую армию. К слову, Джон Сайфер предполагает, что открытая симпатия к Трампу стала одной из причин того, что выбор российских спецслужб пал на Уилана.
В связи с этим некоторые пользователи социальных сетей высказывают предположение, что Пол Уилан мог быть «российским агентом», намеренно сдавшимся ФСБ с целью имитировать задержание и помочь Марии Бутиной вернуться домой. Другие блогеры более сдержаны, и лишь намекают на то, что любителям России не стоит надеяться на снисхождение, а Кремлю не впервой предавать даже самых лояльных к себе людей.
Ксения КИРИЛЛОВА