Последние перемены в украинских правоохранительных структурах, произведенные в самый разгар войны с Россией, следует рассматривать как событие чрезвычайное. Ведь говорят же, что коней на переправе не меняют. И для того, чтобы в условиях военного времени уволить главу СБУ и генерального прокурора, близких соратников президента Зеленского, нужны были основания чрезвычайные. В случае с Иваном Бакановым такие основания были очевидны, и соответствующее решение стоило бы принять не на исходе пятого месяца войны за существование Украины, а гораздо раньше. Здесь не столько даже провал декларировавшейся реформы СБУ, сколько массовое предательство в рядах Службы безопасности, вследствие которого российские войска смогли быстро оккупировать обширные территории на юге Украины и захватить обширный плацдарм на правом берегу в низовьях Днепра. Ряд высокопоставленных сотрудников СБУ в южных регионах содействовал вторжению российских войск и преступно разминировал перед самым российским вторжением мосты на выходах из Крыма, а также мост через Днепр в Херсоне. Теперь очевидно, что здесь вина не военных, а предателей из СБУ. Поэтому Владимир Зеленский вынужден был уволить своего друга детства, да еще по статье, предусматривающей дисциплинарную ответственность военнослужащих, и начать масштабную чистку в СБУ, которая давно назрела. Уже уволены один из заместителей главы СБУ и сменены руководители 6 региональных управлений. Остается надеяться, что преемник Баканова будет не только компетентным, но и патриотически настроенным руководителем СБУ.
Отставку генерального прокурора Зеленский также обосновал случаями предательства ее подчиненных. Действительно, многие сотрудники прокуратуры, как и сотрудники СБУ, остались на оккупированных территориях и сотрудничают с оккупационными властями. Но стоит заметить, что тем же занимаются и многие чиновники других ведомств, а также депутаты разных уровней, вплоть до депутатов Верховной Рады, и среди них есть не только представители пророссийских оппозиционных партий, но и правящей партии «Слуга народа». Однако главная причина отставки Ирины Венедиктовой, как представляется, это полный провал в деле борьбы с коррупцией, хотя за это ответственна не только генпрокуратура, но и Офис президента, и сам президент. Поэтому отставка генерального прокурора выглядит в первую очередь как стремление удовлетворить требования Евросоюза и США наконец-то начать серьезную борьбу с коррупцией. Неслучайно сразу же после увольнения Венедиктовой Конкурсная комиссия утвердила Александра Клименко руководителем Специальной антикоррупционной прокуратуры. Клименко, настроенный на реальную борьбу с коррупцией, выиграл конкурс еще в прошлом году, но его утверждение в должности блокировалось Офисом президента. Теперь назначение Клименко открывает возможность проведения конкурса по отбору директора Национального антикоррупционного бюро Украины. Эта должность остается вакантной с 16 апреля, когда истекли полномочия Артема Сытника. Не приходится сомневаться, что в члены Евросоюза Украину примут только тогда, когда увидят реальные успехи в борьбе с коррупцией, и убедятся, что эта борьба не носит избирательного характера. Теперь важно, чтобы преемником Венедиктовой на посту генерального прокурора стал человек, столь же решительно настроенный на борьбу с коррупцией, как и Клименко. Пока же к исполняющему обязанности генпрокурора остаются вопросы как раз по коррупционной части.
В связи с отставками главы СБУ и генерального прокурора ходят слухи о том, что в ближайшее время может последовать отставка кабинета министров и создание нового правительства. В условиях военного времени было бы очень важно, чтобы оно стало правительством национального единства, с включением в него представителей всех патриотических партий, в том числе оппозиционных.