«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми», — писал английский писатель Оскар Уайльд. Недаром об уровне благополучности общества можно судить по тому, чувствуют ли себя счастливыми его представители. В этом смысле коэффициент счастья имеет едва ли не большее значение, чем объем ВВП. Ведь не случайно известный экономист Богдан Гаврилишин сказал, что между валовым продуктом и благом людей очень маленькое соотношение. В современном слишком материалистичном мире не очень много абсолютно счастливых людей. Свидетельство тому — общественные беспорядки, происходящие даже в самых развитых и богатых странах Европы. А бурные и агрессивные протесты молодежи в консервативной и спокойной Англии вообще поразили мир. Поэтому сегодня как никогда важно говорить о прочности основы.
Месяц назад во время заседания Общественного гуманитарного совета Президент поручил разработать концепцию гуманитарной политики. По словам Виктора Януковича, она должна учитывать культурную самобытность украинских регионов и опыт Европы. То, что стратегия мультикультурности, которую Европа культивировала несколько предыдущих лет, проходит испытания, сегодня очевидно. Как и очевидна необходимость консолидации общества вокруг общих ценностей. Ведь без мощной национальной идентичности региональная самобытность превращается в угрожающее явление. Разве можно говорить о необходимости многокультурности, если на 20-ом году независимости родители спрашивают: «Зачем нам учить детей разговаривать на украинском?»
Сегодня нередко можно услышать, что старшее поколение возлагает надежды на молодое. «Молодежь обязана что-то изменить», — говорят они. В этом есть определенная логика. Ведь, скорее всего, пик трансформационных процессов придется на период зрелости современных подростков и студентов. Поэтому в первую очередь гуманитарная политика страны, смотрящей в будущее, должна быть рассчитана на них.
Не секрет, что украинские дети сегодня растут в денационализированном пространстве. Качественная продукция (хоть ее и не очень много, но она есть) в основном не способна пробиться сквозь горы мусора. Поэтому в 90% случаев (когда не спасла собственная настойчивость или же умные родители, или воспитатели) имеем на повестке дня порнографические аниме и безликие американские сериалы, компьютерные игры вместо катания на велосипеде, «Не люби мне мозги» Потапа и Насти вместо «Щелкунчика» Чайковского и «Щедрика» Леонтовича. Но миссию по спасению нации сложно возлагать на поколение «МакДональдса».
Мы не склонны драматизировать ситуацию. Однако диагностика — всегда первый этап лечения. Именно за этим мы обратились к экспертам «Дня», тем, кто создает качественную детскую продукцию или воспитывает умных, сознательных детей в денационализированном пространстве. А тему того, какое новое поколение растет в Европе, мы продолжаем на страницах «Пресс-клуба «Дня».
ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ — НЕОСВОЕННАЯ ЦЕЛИНА
Ни одна гуманитарная концепция не может быть эффективной, если не сформировано национальное информационное пространство. В последние годы на украинском ТВ практически отсутствуют общественно значимые программы. В такой ситуации недостаток качественных детских программ — только продолжение проблемы. Как рассказал «Дню» генеральный директор канала «Малятко TV» Владимир Кметик, в Украине не существует законодательства, которое формировало бы основы государственной политики относительно производства аудиовизуальной продукции, ориентированной на детей: «Мы об этом говорим уже не первый год, но особых изменений нет. Есть определенные инициативы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания определить, что именно можно считать детской продукцией и классифицировать ее, но как это будет стимулировать развитие информационного пространства — неизвестно. Детское телевидение — это пока неосвоенная целина. Необходимы концепция и цель. А пока еще все остается на уровне теоретизации».
По большей части отсутствие детского продукта каналы объясняют нерентабельностью его производства. Но такое объяснение выглядит, по меньшей мере, наивным и приземленным. А в глобальном смысле постоянная ретрансляция иностранного низкопробного продукта — преступление против своей страны. «Мы пытаемся не транслировать мультфильмы с элементами агрессии, пересматриваем каждую серию, каждый эпизод, — говорит Владимир Кметик, — и мультфильм, и книга может направить ребенка в хорошее русло. Нужно учитывать, кто, как, когда и в каких количествах подает качественный продукт, как это создает определенную интригу в жизни ребенка». Но усилия одного канала, который транслируется только через спутник, вряд ли могут изменить ситуацию в глобальном смысле. Если бы все общенациональные каналы в благоприятное время суток показали хотя бы замечательную анимацию Степана Коваля и Сашка Лирника «Моя страна — Украина», много детей и родителей смогли бы увидеть разницу между качественной мультипликацией и японскими аниме.
«Украинцам вообще и детям в частности подается искривленная картина мира, преднамеренно формируется очень негативный посыл. Много зла и много неукраинского подается из телевизора. Я своему ребенку очень избирательно давал бы смотреть эти передачи, которые показывают. Для того чтобы человек вернулся в каменный век, достаточно, чтобы не воспиталось одно поколение. Не подается нашим детям ни украинский продукт как таковой, ни та информация, которая формирует самодостаточного человека, гражданина. Украинская сказка — веселая, с хитринкой, наполненная любовью к окружающему миру, с четким отражением национального характера — это именно то, что нужно читать детям, чтобы сформировать национальное сознание», — считает известный сказочник Сашко ЛИРНИК.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МИР ЧАСТО ЛИШАЕТ ДЕТСТВА...
Вседоступность пожинает плоды. Компьютерные игры стирают в сознании ребенка понятие о моральных ценностях, в частности и о цене человеческой жизни как таковой. Интернет теперь доступен каждому школьнику. И даже не обязательно садиться за компьютер — есть мобильный телефон. Как следствие, дети очень быстро взрослеют, и создается впечатление, что они просто лишены детства. «Я, как отец, вижу, чем занимается мой собственный ребенок — он много времени проводит перед монитором, играя в компьютерные игры. Для представителей этого поколения виртуальные игрушки, Интернет — это и предмет обсуждения, и повод пообщаться. Создается впечатление, что других тем для разговора действительно нет, что и секс скоро станет полностью виртуальным. Все начинается с мобильных телефонов в руках даже трехлетних малышей, — комментирует ситуацию известный украинский мультипликатор Степан КОВАЛЬ. — На Западе, например, много специальных телеканалов создано для воспитания детей, где с утра до вечера транслируют либо анимационные фильмы, либо образовательные программы соответствующего уровня, и ребенку это даже замещает информацию, которую он мог бы получить в детском садике. Информация дозирована, отфильтрована, направлена на аудиторию конкретного возраста — над этим работает группа экспертов. И родители, если им нужно на определенное время отлучиться, не боятся оставить ребенка перед телевизором. В корне изменить сам мир фактически невозможно, однако его можно приспосабливать к тому, чтобы он полезно служил для воспитания ребенка. Опять же, нужно контролировать информацию, которая может попасть к нему. Потому что, если ребенок будет расти абсолютно изолированным, в какой-то момент окажется, что он просто дикий и неприспособлен к жизни в обществе. Та же техника и современные технологии приобретают какое-то содержание в руках взрослых людей, поэтому они могут служить для обогащения духовного мира. Ребенок должен видеть гармонию, которая в нашем обществе в дефиците».
Вспомним советские мультфильмы. Несмотря на всю критику, которую сегодня вполне справедливо можно услышать в адрес СССР, изготовленная в то время детская продукция прививала доброту, умение дружить и сочувствовать. А современные мультики захватывают сознание детей динамикой, яркими супергероями, и, конечно, дети хотят быть похожими на тех, кто обладает сверхчеловеческими способностями, девочки стремятся наследовать хоть и красивых, но искусственных анимационных барби. «Есть большой опыт поколений, как правильно воспитывать детей. Вспоминаю старый-старый фильм, в котором родители с маленьким ребенком спрятались в бомбоубежище, потому что думали, что будет война, и ребенок вырос под землей, но ему дали такое воспитание, что, выйдя на поверхность, он стала лучшим человеком, чем те, кто был на поверхности», — отмечает Сашко Лирник.
РЫНОК УКРАИНСКОЙ КНИГИ РАЗВИВАЕТСЯ! ГЛАВНОЕ — ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ
Александр ДЕРМАНСКИЙ, детский поэт, прозаик и сказочник для своего ребенка тщательным образом отбирает книги, предварительно читает их сам, ведь по обложке не всегда можно понять, качественная эта книга или нет: «С точки зрения потребителя (я имею определенный опыт), 50—60% детского книжного рынка составляет качественная украинская детская книга. Для сравнения, 7—10 лет тому назад это было 5—10%. Если мы приучим своих детей к тому, что украинское ничем не хуже, а может быть даже и лучше, то я думаю, что это будет достаточно полезно. Вот многие люди уже пришли к выводу, что удачные адаптации и озвучка всемирно известных мультиков на украинском языке лучше, чем на русском. Даже русскоязычные люди получают удовольствие от того, что они посмотрели украиноязычную озвучку». В то же время национальный или духовный момент в детской книге, с точки зрения писателя, это не обязательно «шароварщина». Достаточно изысканного украинского языка, объемных, колоритных образов, интересной истории и светлого добродушного юмора. «Если ребенок не смеется, читая книжку, это значит, что в ней чего-то не хватает», — говорит Александр.
ЖИЗНЕННЫЙ НЕРВ ИГРЫ
Игрушка, или как ее еще в народе называют «цяцька, забавка, лялька», является не только вещью, без которой игра невозможна, но и важным фактором психического развития ребенка. Через игрушку малыши подражают социальному опыту взрослых и познают мир. Сегодня магазины переполнены некачественными пластиковыми, «взрослыми» игрушками. Выбирая их, родители часто не считаются с их традиционным назначением — моральным, физическим и эстетическим воспитанием. Мастера кукол-мотанок убеждены, основываясь на опыт своих детей, что такая кукла лучше развивает воображение, поскольку является очень колоритной и не наносит вред здоровью. Современный же ребенок утратил украинскую игрушку, прежде всего, в значении средства передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.
По мнению заслуженного артиста Украины, кобзаря, бандуриста, лирника и, в первую очередь, отца четырех детей Тараса КОМПАНИЧЕКО, низкопробная пластмассовая китайская игрушка пришла в Украину в трудные финансовые времена, когда люди больше задумывались над тем, как прокормиться, а не чем развлечь ребенка. «Нам хорошие игрушки, например, конструктор «Лего», передавали друзья из Германии, дети которых уже выросли», — говорит он. Сегодня же, семья Компаниченко отдает предпочтение игрушкам национального производителя, таким эксклюзивным вещам, как деревянные игрушки, куклы-мотанки. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно влияют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус, который влияет на здоровье и физическое развитие. «Дети у нас очень активно лепят и рисуют, — отмечает Тарас Компаниченко. — Моя жена Нина научила третьего сына Святополка лепить, он, в свою очередь, «заразил» этим других наших детей. Сейчас у нас три журнальных столика и много больших коробок с уже вылепленными целыми мирами: есть Запорожская Сечь, казацкие хутора, в прудах — рыба, множество вылепленных персонажей из кино. Также мы пытаемся выискивать лучшие фильмы, чтобы прививать вкус. Находим художественные вещи, заслуживающие внимания. Когда к нам приходят соседские дети, вместо того, чтобы сразу прикипеть к экрану телевизора, призываю их хотя бы посмотреть друг другу в глаза. Включаю им Чаплина или старые украинские фильмы (ведь где еще это сегодня увидишь?) и пытаюсь обращать их внимание на разные тонкости игры, на силу пантомимы, какого-то одного жеста или удачно переданных чувств».
«У НАС ВОСПИТЫВАЕТСЯ КУЛЬТУРА ПЛЕБЕЙСТВА, ДЛЯ КОТОРОЙ ДОСТАТОЧНО ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ»
Пример таких семей, как семья Компаниченко, доказывает, что даже в современном украинском пространстве можно воспитывать детей по-другому. Но это требует очень больших усилий и определенного уровня от родителей. Их опыт необычайно ценен, поскольку наследовать его может каждая семья. Преемственность духовных ценностей и осознание своих традиций, с которых начинается строительство социума, не требует безумных материальных затрат. Нужно лишь внутреннее желание. «Вопрос преемственности извечный, даже библейский, — уверен Тарас Компаниченко. — Отец всегда хотел видеть продолжение своего дела в сыновьях. Вместо этого у нас воспитывается культура плебейства, для которой достаточно элементарных хлеба и зрелищ. Большинство детей не ходят в церковь, а если и ходят, то ее расколы не являются примером для культивирования национального единства. Каждая церковь лишь пытается захватить себе духовное чадо, чтобы потом использовать его для своих потребностей, дезориентировать и в социальной, и в национальной сфере». Пульт от телевизора или «мышка» от компьютера стали рупором засилья интернета и телевидения, а та примитивность, которой наполнены современные медиа, приводит к низкому интеллектуальному уровню, низкой социальной активности детей. «Шевченко о казарме говорил, что это вертеп мерзости. Так вот сейчас телевизор и интернет, если ими неправильно пользоваться, и являются тем вертепом мерзости», — говорит кобзарь.
Дети, у которых только происходит формирование личности, больше всего склонны к копированию чужого поведения. Постоянные сетования родителей на социально-экономическую ситуацию в стране негативно влияют и на них. Отец четверых детей считает, что именно из-за этого у молодого поколения со временем возникает чувство «ненужности», желание уехать за границу: «Своим детям я могу объяснить, за что нужно любить свою Родину, почему мы должны быть опорой для нашей великой культуры и быть теми, на кого страна может надеяться. У нас, конечно, большая библиотека дома. Но это все равно тяжело, ведь мои дети не читают книги все время. Это большая война — потому что этого не делают другие. Дети не понимают, например, зачем использовать исконные украинские слова, если их можно заменить теми, которые употребляет современная молодежь. Быть такими, как все, смотреть примитивные телесериалы намного легче. Нужно поставить строгие рамки для тех, кто тянет детей вниз, где уже господствуют вредные привычки и аморальность. Через четко продуманные манипулятивные схемы ребенок подвергается вполне серьезным опасностям. Мы же пытаемся показать, объяснить ребенку, что хорошее, а что плохое, чтобы он сам сделал сознательный, не рабский выбор».
Чтобы помочь родителям воспитывать детей в правильном русле и необходимо национальное пространство, собственная гуманитарная концепция. Пока это еще нереализованные намерения. И пока что ни одна власть не сумела воплотить в жизнь проект национальной солидарности. Когда-то на страже национального единства была церковь, сейчас она утратила эту функцию. «А следует чувствовать, что все мы — созвездие, которое называется Украиной. Чтобы каждый был звездой на своем маленьком месте, выполняя то, что он умеет лучше всего. Без таких вещей, как Бог, Родина и воспитание патрициев ничего не будет, — говорит Тарас Компаниченко. — И по этому поводу — поздравления газете «День». Это один из брендов в интеллектуальном кругу. Но как расширить этот круг?»
Это уже вопрос к каждому лично и к государственной системе вообще. И отвечать на него нужно очень быстро. Время и мир обязывают.