Летняя школа журналистики «Дня» тем особенна и важна, что дает молодежи шансы на необычные встречи. Участникам Школы, студентам украинских вузов, посчастливилось побывать в самой сердцевине украинской интеллектуальной среды — на праздновании юбилея Ивана Михайловича Дзюбы. В школьных учебниках по истории ему отведено только полстраницы. Поэтому и не удивительно, что школьное образование слишком мало способствует пониманию великих, а существующие пробелы приходится заполнять путем самообразования, потребность в котором — колоссальная. Именно благодаря «Дню» мы получили уникальную возможность — познать феномен Дзюбы не только через текст...
Формальным поводом к камерному празднованию 80-летия Ивана Михайловича стала презентация сборника «Обрії особистості. Книга на пошану Івана Дзюби», которая в прошлый четверг прошла в историко-музейном центре Киево-Могилянской академии — храме Святого Духа. Накануне юбилея Иван Дзюба заявил, что не хочет никаких пышных действ ни в Академии наук, ни в Союзе писателей, ни в Институте литературы. «Умение быть великим предполагает большую скромность. Зная Ивана Дзюбу, мы предвидели, что он не захочет громких праздничных мероприятий, где люди говорят обязательные, написанные кем-то слова. Мы хотели удивить его другим подходом, поэтому решили организовать празднование в необычном месте — храме Святого Духа. Здесь немного пространства, но есть особый шарм и камерная, человеческая атмосфера», — рассказал «Дню» почетный президент НАУКМА, один из инициаторов действа Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ. А чтобы совсем избежать пафоса, мероприятие символично назвали «антиюбилеем». «Дзюба — святой в том смысле, что свободен от честолюбия, амбиций, славы... Это человек принципов, который при этом владеет колоссальной работоспособностью и интеллектуальной жадностью», — поделился мыслями с «Днем» профессор Владимир ПАНЧЕНКО.
Впрочем, корректив от Ивана Михайловича инициаторы празднования все же не избежали. Узнав о намерениях Могилянки, он собственноручно написал так называемый темник — рекомендации, о чем можно говорить на праздновании, а о чем — нет. Этот «темник», кстати, полностью опубликован в сборнике «Обрії особистості...» Книга — тоже особенная. Это обстоятельное академическое исследование на историческую, культурологическую тематику. К личности Ивана Дзюбы она имеет опосредованное отношение. В свое время в Средневековой Европе было популярно издавать труды к юбилеям выдающихся личностей. Они назывались «фестшифты». В Украине такие книги обрели особенную форму и получили название «Евхаристион», что означает «благодарность». Как рассказала составитель сборника в честь Дзюбы Ольга Гнатюк, изданную к юбилею Ивана Михайловича книгу создавали в соответствии с этой украинской традицией. Поэтому «Обрії особистості...» — это не собрание научных трудов юбиляра или статей о нем, книга отвечает кругу его заинтересованности и, что самое важное, приближает читателя к феномену Дзюбы. Она не тождественна ему, но по-своему интересная.
Впрочем, празднование вышло далеко за рамки презентационного формата, но и не имело ничего общего с юбилеями советского образца. На «антиюбилее» не было академических докладов или излишней патетики. Атмосфера скорее была искренней и теплой. Соответствующее настроение с самого начала задал просмотр фрагментов документального фильма режиссера Леонида Череватого «Нема зерна неправди за собою». Семейные кадры, как и архивные фотографии, на стенах зала позволили сполна почувствовать дух живого, незабронзовевшего Дзюбы. А разве может другой эффект произвести рассказ о первом знакомстве Ивана Михайловича с любимой женой из уст самой Марты Дзюбы (естественно, родные — жена, дочка и внучка пришли на празднование вместе с Иваном Михайловичем), или же о том, как она через две недели после знакомства получила из Киева первую телеграмму, где было всего два слова: «Скучаю. Может, приеду». «Мы хотели, чтобы молодежь увидела не иконописного Ивана Дзюбу, а неординарного человека, — отметил Вячеслав БРЮХОВЕЦКИЙ. — Ведь настоящий Дзюба переворачивает сознание молодых людей». Показ фильма стал сюрпризом и для юбиляра. «Я думал, что он давно утерян!» — сказал Иван Михайлович по завершении просмотра.
Еще одной изюминой вечера стали «неакадемические» доклады-поздравления от профессора Владимира Панченко, доктора филологических наук Владимира Моренца, доктора философии Евгения Сверстюка, кинорежиссера Станислава Чернилевского. Острые памфлеты на тему морального декаданса мировых и украинских политиков, неутешительного положения вещей в государстве и обществе, которые перекликались с творчеством Ивана Михайловича, продемонстрировали силу удачной сатиры. Трогательно было наблюдать за реакцией самого Ивана Дзюбы — его искренняя улыбка была лучшей формой благодарности за разыскиваемый фильм, за концерт клавесинной музыки, ведь Иван Михайлович признался, что в качестве подарка хотел бы услышать только хороший музыкальный концерт: «Я готов долго ждать до 90-летия, чтобы услышать оперу Генделя «Юлий Цезарь».
Но, несмотря на усилия организаторов приблизить Дзюбу к молодому поколению, молодежи на вечере все же было мало. «К сожалению, в Могилянке каникулы», — сказал Вячеслав Брюховецкий. Да, каникулы. Но это не тот повод, когда студентов надо сгонять на событие «палками» или поощрениями, когда каникулы — оправдание. «Нужно почувствовать внутреннюю потребность, и тогда тихий, светлый гуманитаризм Дзюбы перевернет сознание того, кто этого хочет», — метко отметил Станислав ЧЕРНИЛЕВСКИЙ. Пока что тексты Ивана Дзюбы молодежь читает только в узких кругах. Почему? Во-первых, такие фигуры, как Иван Дзюба практически отсутствуют сегодня в публичном пространстве страны. «В наше время людей уровня Дзюбы фатально недостает: на страницах газет и экранах мелькают продажные и некомпетентные политики, священники соседнего патриархата с ультрадорогими часами и сознанием средневековых фанатиков; звезды эстрады, за небольшими исключениями, с фантастически убогими и узкими духовными горизонтами, — говорит ученик Ивана Михайловича Максим СТРИХА, — и если «День» предоставляет страницы Ивану Дзюбе, в то же время некоторые другие издания устами Бузины умудряются болтать что-то о его политической аморальности. Это свидетельствует об уровне нашего общества, которое терпит таких журналистов и такие газеты. Общество должно воспользоваться тем, что у нас есть такие люди, как Дзюба, чтобы услышать, понять их и все-таки самим стать немного лучше».
Но, чтобы стать лучше, мало услышать другого, нужно самим приложить немало внутренних усилий. Вот в этом, кроме отсутствия надлежащего воспитания, кроется вторая и очень важная причина того, что молодое поколение в своем большинстве остается поверхностным, денационализированным и пассивным. Все же проще быть «патриотом»-неформалом с книгой Любка Дереша в руках (это ни в коем случае не упрек творчеству последнего), чем углубляться в системные, основательные труды Ивана Дзюбы. «В то время, когда к смелому и бесстрашному слову Дзюбы прислушивались, искали его содержание и подтекст, оно было услышано, — рассказывает «партнер» Дзюбы в вопросе украинотворчества Евгений СВЕРСТЮК, — сегодня же в условиях свободы слова возник общественный парадокс — его девальвация. В эпоху постмодернизма теряется вкус к слову, а вдумчивых читателей становится всякий раз меньше...», — диагностирует проблему Евгений СВЕРСТЮК.
Поэтому следует самостоятельно и настойчиво выстраивать правильную систему ценностных ориентиров — учат в Летней школе журналистики «Дня», участники которой во время «антиюбилея» реализовывали теорию на практике и даже получили исторический автограф от Ивана Михайловича на первой странице газеты, где вышел спецвыпуск к 80-летию Дзюбы. Если есть желание жить и мыслить по-другому, ни неблагоприятный информационный фон, ни постгеноцидность общества не помешают отыскать возможный путь к развитию. И речь идет не только о формировании национального сознания, а о формировании культурной, зрелой личности вообще. Иван Дзюба в этом — первый помощник. Ведь он, как говорит Станислав Чернилевский, — человек культуры. А культура создается на границе между разными явлениями. Недаром еще в молодости у Ивана Дзюбы было прозвище Карацупа по аналогии с известным пограничником — именно так ближайшие друзья обращались к нему на юбилее. Молодежи, которая знакомится с феноменом Дзюбы, тоже надлежит пересечь своеобразную культурную границу от человека с постсоветским мышлением к европейскому украинцу. Два весьма самобытных мира Украины — этнокультурный и интеллектуальный — нуждаются в соединении, чтобы действовать консолидировано. Иван Дзюба, оправдывая свое прозвище Карацупа, является представителем обоих этих миров, определяющим магнитом свободы в обществе. Ведь территория Дзюбы — это не территория только чего-то собственно украинского, а территория человеческого достоинства.
Стать частью территории человеческого достоинства — задача молодого поколения, чтобы быть смелым, не бояться прогнивших политических систем. «Этому учил Параджанов, Лина Костенко и Иван Дзюба. Они не были менторами, но своим поведением словно говорили: не бойся — это единственный залог того, что жизнь можно изменить. Если ты будешь приседать и пригибаться перед каждой пулей, то и будешь вечно прятаться где-то в окопе», — говорит режиссер и киновед Сергей ТРИМБАЧ. Выполнить это задание можно лишь путем внутреннего перерождения. А уже когда мы увидим в метро, в сквере, в библиотеке молодежь с книгами Дзюбы, это и будет свидетельствовать о регенерации социальной ткани украинского общества.