Трудно перечислить, сколько ухищрений было придумано людьми для того, чтобы не упустить узника из темницы. Подземелья, метровой толщины стены, узкие зарешеченные окошки или камеры вовсе без окон, наполненные водой рвы вокруг тюрем или тюрьмы на одиноких островах и даже утесах в море. Достаточно вспомнить графа Монте-Кристо из знаменитого романа Александра Дюма: он бежал из темницы в мешке, предназначенном для мертвых узников, которых бросали с утеса в морскую пучину. Конечно, сейчас другие времена, и преступников надежно стережет электроника. Кодовые замки, камеры наблюдения, электронные сторожевые браслеты, отпечатки пальцев, данные роговицы глаза и масса других особых примет — в компьютерах правоохранителей. Однако человек умнее машины! Это еще раз продемонстрировала история, недавно случившая в технически современной и вообще продвинутой европейской стране — Австрии.
Как пишет самая массовая австрийская газета «Кронен цайтунг», на днях из столичной тюрьмы «Вена-Йозефштaдт» спокойно вышел квартирный вор-рецидивист, 31 года от роду, по национальности серб. Он сумел убедить своего соседа по камере, — который, отсидев срок, на следующий день должен был быть выпущен на свободу, — поменяться с ним персональными данными. В результате, когда утром пришли надзиратели за освобождаемым и для порядка спросили, как того зовут, когда родился, то вперед вышел серб, назвав себя именем соседа и через несколько минут формальностей был отпущен на все четыре стороны. Стражи тюрьмы не обратили внимание на то, что сосед серба был на 12 лет его старше. Ошибка бросилась в глаза надзирателям только вечером, когда настоящий освобождаемый стал по праву требовать, чтобы его немедленно выпустили. Впрочем, его через пару дней и выпустили, потому что, как пишет газета, «за ошибку прошляпивших чиновников-надзирателей бывшему заключенному нечего предъявить, даже дураку ясно, что он сам согласился на розыгрыш»... Интересно, что пять лет назад из той же венской тюрьмы сбежал украинский мафиози. Переодетый в адвоката сообщник принес ему гражданскую одежду и фальшивые документы, с которыми украинец смог выдать себя за деятеля австрийского правосудия. Спокойнейшим образом двое вышли из комнаты для встреч с адвокатами, и по коридору тюрьмы прошествовали к выходу, где их ждала подготовленная для бегства машина. После этого случая в тюрьме была поставлена биометрическая система, регистрирующая лицо каждого входящего и выходящего отсюда, без ее команды ворота просто не откроются. Но человек, как видите, хитрее любых запоров.
Впрочем, в оправдание венских надзирателей надо сказать: в их тюрьме сидит много заключенных — выпускают и «сажают» их примерно по семь тысяч в год.