На днях Президент Украины Виктор Янукович подписал закон о сокращении перечня предприятий, которые нельзя приватизировать. Полное название документа — закон «О внесении изменений к закону Украины «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации» № 3563-VI. Так, из перечня объектов государственной собственности, запрещенных к продаже, вычеркнули шесть предприятий Минагропрома: государственное предприятие «Шелкосовхоз «Апостоловский», «Шелкосовхоз «Криворожский», «Шелкосовхоз «Шотовский», Украинский государственный институт стекла, производственное объединение «Автостекло» и Славутский комбинат «Будфарфор». Кроме того, из перечня объектов госсобственности, которые нельзя приватизировать (но корпоратизировать можно), исключили четыре предприятия Минпромполитики. Это такие интересные предприятия, как Крымское производственное объединение «Титан» и Запорожский титано-магниевый комбинат (последние лакомые кусочки тинановой отрасли, до сих пор находящиеся под опекой государства), а также Вольногорский государственный горно-металлургический комбинат, Иршанский государственный горно-обогатительный комбинат.
Разработчики закона, подписанного Януковичем, в пояснительной записке к документу главной целью назвали «создание условий для привлечения частных инвестиций на предприятия, последующее сохранение которых в государственной собственности экономически нецелесообразно, что даст возможность оптимизировать структуру государственного сектора экономики...».
Поэтому «День» спросил юристов, в чем заключается разница между приватизацией и корпоратизацией предприятия. Но означает ли принятие данного закона старт для приватизации государственных «остатков» титановой отрасли: «Титана» и Запорожского титаномагниевого комбината?
КОММЕНТАРИИ
Роман МАРЧЕНКО, старший партнер юридической фирмы «Ілляшев та Партнери»:
— Корпоратизация — это превращение государственного предприятия в государственное акционерное общество, в котором 100% акций принадлежит государству. А приватизация — это разгосударствление (полное или отдельной части) имущества. Обычно, когда хотят продать государственное имущество, то сначала такое предприятие корпоратизируют, а затем приватизируют. Поскольку «Титан» и Запорожский титаномагниевый комбинат исключили из перечня объектов, не подлежащих приватизации, то подписание главой государства этого документа означает первый шаг, фактически «зеленый свет» для их приватизации в будущем. Процедура корпоратизации для малых и средних предприятий в среднем занимает три-четыре месяца, а для большого — от полгода до года, ведь речь идет о полной инвентаризации, оценке имущества и тому подобное.
Наталия ДОЦЕНКО-БИЛОУС, адвокат юридической фирмы «Василь Кісіль і Партнери»:
— Приватизация приводит к смене владельца — с государственного на частного. Корпоратизация предприятий иногда рассматривается как первый этап приватизации. В то же время это процедура превращения государственных предприятий в акционерные общества, акции которых принадлежат государству. Практика подтверждает, что в ряде случаев корпоратизация может и не завершаться приватизацией (например, ДАК «Автомобильные дороги Украины», ДАК «Хлеб Украины» и так далее). Акции государственного акционерного общества могут передаваться в управление частному инвестору с соблюдением процедур, определенных в Законе Украины «Об управлении объектами государственной собственности». Но если следовать декларируемым намерениям в контексте корпоратизации предприятий титановой отрасли, то, вероятно, условия, созданные для корпоратизации, имеют конечной целью продажу пакета акций на аукционе.
На мой взгляд, нельзя быть до конца уверенным в том, что принятые изменения закончатся приватизацией объектов. Мы не можем полностью исключать того, что корпоратизация приведет к передаче акций в управление или же к частичной продаже пакета акций (25%, 50%, 75%) в интересах частного инвестора, что позволяет сохранить государственный контроль за стратегическими объектами.