Каллиграфия — это искусство красивого письма, или же чистописание. В настоящее время использование каллиграфического письма в издательском деле приобретает популярность. Но не так много существует мастеров этого дела. Ольга Верменич — один из них. Мастерица имеет 10-летний опыт классической каллиграфии. Она училась на факультете книжной графики Национального технического университета Украины «Киевского полиграфического института». Базовые характеристики кирилличной каллиграфии изучала по историческим образцам, разработкам мастеров каллиграфии Петра Чобитько и Василия Чебаника. Для расширения технических приемов она обратилась к китайскому художнику и философу Ду Хун Вею, под руководством которого прошла курс основ восточного каллиграфического искусства.
На мастер-классе, который О. Верменич провела в рамках фестиваля «Країна мрій», она продемонстрировала использование украинского алфавита в прикладных творениях: монограммах, визитках, почтовых открытках, личных поздравлениях и тому подобное. Ольга Верменич уверена — красиво писать может каждый. Для этого главное даже не инструмент, а умение «слушать» свои руки. Все остальное — вопрос времени. Ведь во времена тотальной компьютеризации так хочется хотя бы подержать в руках что-то, сделанное не машиной.
— Чем привлекательна каллиграфия? Тем, что она не нуждается в специальных принадлежностях: стол, стул, бумага, тушь. А писать можно чем угодно, — рассказывает Ольга ВЕРМЕНИЧ. — У меня есть любимый инструмент — обычная палочка от мороженого... Даже с ее помощью можно делать очень красивые вещи. Так, из камыша, бамбука или любого трубчатого растения легко собственноручно сделать калам. Считалось, что лучшие каламы — из камыша, который растет в низовьях Нила, потому что такой инструмент «поет» во время письма: поскрипывание от соприкосновения с бумагой превращается в своеобразную «песню калама». Нам известно о «каламарчике» — небольшом сосуде, в который наливали чернила, о «каламаре» (пономаре) — человеке, который записывал события при церкви. Все эти названия происходят от «калама» — палочки для письма.
— Каким образом можно изготовить этот инструмент собственноручно?
— Для этого нужен перочинный нож. Срезаете палочку под углом, убираете «щечки», делаете симметричным «язычок». Потом ставите его на твердую поверхность — либо металлическую, либо каменную — и делаете срез под углом такой величины, с которой вам будет удобно писать. Левша срезает на левую сторону, правша — на правую. Некоторые каламы нуждаются в расщепленном конце — как в металлических перьях. Когда вы окунете его в тушь, жидкость наполнит расщеп, а затем медленно «выйдет» на бумагу.
Более известным инструментом для письма является птичье перо. Важно отметить, что использовать можно не каждое перо у гуся: из одной птицы можно взять всего три конечных (маховых) пера. У них толстый остов (трубка), удобный для письма. Другие перья — тонкие. Заточив кончик пера, обламываем его по длине обычного карандаша. Потому что длинное перо будет мешать: лезет в лицо, щекочет уши. Помните, как в «Гарри Потере» профессор Локарт подписывал почтовые открытки? У него было длинное перо павлина. И это, кстати, было проявлением его характера: вызывающего и высокомерного. Можно только представить, насколько трудно было писать актеру таким длиннющим, гибким и подвижным пером. А еще для каллиграфического письма можно использовать и предметы, изготовленные промышленным способом, — металлические перья, рапидографы, маркеры и тому подобное. Относительно наполнения каламаря, то писать можно тушью или чернилами.
— А начинающему что лучше выбрать: тушь или чернила?
— Разница существенная: чернила — на водной основе, тушь — нефтепродукт. Когда она засыхает, то покрывается пленкой. Соответственно, чернила отстирываются лучше, чем тушь. Поэтому когда пишете, будьте осторожны. Сначала лучше брать черную тушь и широкий инструмент. Потому что если вы сделаете широкую, густую, но неправильную линию — сразу это увидите. Держать инструмент нужно как обычную ручку.
— Какие стили присущи именно украинской каллиграфии?
— Абсолютно разные. Это и классический, и барокко, и готический. Каллиграфия в нашем представлении соотносится с так называемым классическим «английским стилем». Ему характерны курсивные прозрачные буквы. В общих чертах — это «чистописание», которому нас пытались научить в школе. Методички были проиллюстрированы «кальками» из образцов именно английской школы. Этот вариант был приспособлен для письма металлическим остроконечным пером, а не шариковой ручкой. Поэтому так трудно выводить в буквах закрученные линии. Вспомните, как мы писали большую букву «К»? Такие движения неудобны для ручки, но полностью органичны для остроконечного пера. Общий характер письма — спокойный, уравновешенный, четкий. Элементы барокко — витиеватые виньетки и декорированные буквицы имеют праздничное настроение. Тексты очень красивые, но сложные для чтения. Украинской скорописи к тому же присуще богатое декорирование. Ментальность того времени тяготеет к роскоши, к отделке, к золоту. В готике небольшими ресурсами нужно было сделать что-то грандиозное. На небольшой лист драгоценной бумаги или пергамента нужно было вместить немало текста. Именно поэтому появились узкие буквы и лигатуры — сочетания нескольких букв в один знак. Иногда ширина буквы относилась к высоте, как один к одиннадцати. В вертикальную ось можно было поместить что-нибудь — тот же принцип видим и в готической архитектуре. В славянской традиции такой стиль получил название «вязь».
Каллиграфия — одно из средств саморазвития. Избыточный вал информации, непрерывная динамика «разрывает» современного человека. А каллиграфия — это медитация, которая соединяет «исполосованное» сознание в целое. Китайцы говорят, что писать нужно на выдохе. То есть каждое движение должно быть выходом самого себя наружу через кончик пера, калама или кисти.
Мы, украинцы, — прагматики-эстеты в каллиграфии. Нам нужно, чтобы было не просто красиво, а еще, чтобы этим было удобно пользоваться. Ведь, прежде всего, с помощью букв мы передаем информацию.