Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки музыки

6 июля, 2011 - 20:05

Страсбургский концерт в защиту Ходорковского и Лебедева посвящен не только конкретным персоналиям. Musica Liberat — о глобальном: моральных мутациях на постсоветском пространстве и тектонических сдвигах в европейской системе ценностей

Несколько лет назад всемирно известный эстонский композитор Арво Пярт посвятил свою Четвертую симфонию Михаилу Ходорковскому. Именно эта симфония Пярта наряду с другими произведениями наших гениальных современников и их предшественников прозвучала во время благотворительного концерта Musica Liberat в поддержку М.Ходорковского и П.Лебедева. Концерт состоялся в филармонии французского города Страсбург — в сердце европейской системы управления, центре борьбы за права человека. Именно там находится, в частности, Европейский Суд, в котором сейчас рассматривается дело Ходорковского и Лебедева.

«Музыка становится адвокатом свободы», — так акцию охарактеризовал один из ее инициаторов, выдающийся латвийский скрипач и композитор Гидон Кремер. А в недавнем интервью «Дню» (№109—100 от 24 июня 2011 года), вспоминая несколькими словами о подготовке Musica Liberat, он отмечал: «Мы просто протягиваем руку помощи через музыку». Среди инициативной группы этого события также композиторы Арво Пярт, Гия Канчели, российский писатель-диссидент Владимир Буковский.

У организаторов — амбициозная цель: добиться освобождения Ходорковского и Лебедева, по меньшей мере — привлечь внимание европейского сообщества и мира к нарушениям прав человека в России. Более приземленная задача — собрать от продажи билетов на концерт средства для одного из детских приютов, которыми опекался М. Ходорковский.

Произведения Шопена, Лютославского, Рахманинова, Чюрлениса, Пярта, Канчели звучали в исполнении первых имен мировой классической музыки — Евгения Кисина, Марты Аргерих, Миши Майского, Гидона Кремера, украинцев Анатолия Кочерги и Романа Кофмана.

В двух отделениях концерта звучала не только высокая музыка, но и высокие слова — из уст самих музыкантов, композиторов, авторитетных политиков (члена Европарламента, бывшего президента Литвы Витаутаса Ландсбергиса), а также профессора Элле Визеля, лауреата Нобелевской премии мира 1986-го года.

Хотя (а может быть — не хотя, а потому что) этот концерт важен, прежде всего, для российского общества, в российском эфире его не показал ни один федеральный канал, лишь телекомпания «Дождь» с относительно небольшой аудиторией. Так же, кстати, и в Украине (за действом можно было наблюдать благодаря каналу «ТВі»), для которой Musica Liberat — событие не менее знаменательное. И не только потому, что в нем принимали участие музыканты, которых нам посчастливилось называть своими. А потому, что в конечном итоге, как нам показалось, Musica Liberat был посвящен не только конкретным персоналиям, имена которых стали знаковыми для «нулевого» десятилетия в России. Musica Liberat — о глобальном: моральных мутациях на постсоветском пространстве и тектонических сдвигах в европейской системе ценностей. Musica Liberat — это призыв к гуманизму, к Новому Ренессансу, если угодно. Этот концерт важен как элемент возвращения к Человеческому подобию — как пространства, которое до сих пор живет в сталинизме, так и пространства, с молчаливого согласия которого это происходит.

«Наиболее знаковые имена современной классической музыки, которые, бесспорно, принадлежит к высшим сферам, не делают вид, что политика их не касается, — отмечает главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — И это важно, ведь именно «эта политика» сегодня больше всего нуждается во вмешательстве культуры».

На вопрос российского бюро «Радио Свобода», способна ли музыка передавать общественные, политические настроения, пианист Евгений Кисин отвечает: «Безусловно. Именно такой является музыка Шостаковича, многие его произведения. Сейчас это ни для кого не секрет. Арво Пярт посвятил свою последнюю симфонию Ходорковскому. И, более того, насколько мне известно, даже написал ее специально в его честь».

Украинский режиссер Сергей Проскурня в эфире украинского «Радио Свобода» характеризует этот проект так: «Это еще одна попытка композиторов-интеллектуалов, людей, отвечающих за духовный мир, противостоять тем достаточно агрессивным и насильственным процессам, происходящим в российской культуре, прежде всего. Для меня это противостояние не на уровне Ходорковский — Путин, а на уровне духовности и блокбастеров со смертью, со страданиями и со страхом, который нужен для укоренения в людях для того, чтобы они боялись и подчинялись тоталитарным режимам».

Учитывая это, настоящим поступком выглядит решение телеканала ТВі показать прямую трансляцию концерта. Именно ТВі сегодня, судя по всему, претендует на роль нормализации извращенных представлений о том, что такое украинское телевидение, каким должно быть его наполнение, о том, какие имена должны фигурировать в эфире и чем должна быть наполнена свобода слова.

Musica Liberat заставляет задуматься о глобальной теме взаимодействия Высокого искусства и общественно-политической жизни. Актуальность этой темы для Украины заострилась, в частности в контексте возобновления «дела Кучмы». В течение последнего времени мы с вами наблюдали публичные выступления в защиту бывшего президента со стороны известных украинских артистов и даже российского режиссера Кончаловского. Мы пытались находить им оправдание. Но на фоне Musica Liberat и людей, которые не только знают, что такое «свобода», но и практикуют (!) ее, все попытки оправдать эти шаги выглядят бесперспективно и просто нечестно.

«Мне кажется, что мы все еще находимся в пространстве не просто постсоветском, а квазисоветском, потому что у нас работают те же стереотипы и те же критерии оценки человека, которые, в сущности, внедрил режим Сталина, — отметил Сергей Проскурня во время упомянутого радиоинтервью. — Потому что система народных, заслуженных артистов, система государственных отличий, а не настоящей народной славы — это система, которая характерна исключительно для тоталитарных режимов».

Это, безусловно, касается и России, и Украины, и Беларуси, которая в настоящее время переживает бурные времена. Но этот музыкальный урок — не только для постсоветского пространства, но и для Европы. Изысканное напоминание для европейских политиков о том, что они слишком часто пренебрегают европейскими ценностями. Кстати, в материале, посвященном Musica Liberat, на сайте «Сноб» Маша Гессен отмечает интересные подробности подготовки концерта: «Власти Страсбурга сначала очень обрадовалась перспективе концерта таких именитых музыкантов. А затем, очевидно, испугались заявленной темы концерта — и прекратили отвечать на письма. Франция — страна бюрократическая и, в целом, социалистическая, поэтому обычно здесь все делается через власть. Но тут пришлось найти частную фирму, которая смогла продавать билеты».

«Когда Солженицин призывал «жить не по лжи», он обращался к народу России. Но сегодня его призыв должен быть обращен к лживым разлагающимся западным демократиям», — заявил член Европарламента, бывший президент Литвы Витаутас Ландсбергис. Он не только помог с организацией концерта, но и сыграл небольшую пьесу — в свое время Ландсбергис преподавал в Вильнюсской консерватории.

«Музыка может быть услышана даже такими людьми», — уверен Гидон Кремер, говоря о политическом режиме в России и Musica Liberat как способ противостояния ему. По-видимому, без надежды на то, что эту музыку все же услышат, концерт Musica Liberat не состоялся бы. Но стало ли стыдно маленьким людям в Кремле от всего этого величия? Покраснел ли хоть кто-то в тех царских палатах?

Главное — что эта музыка способна пробудить душу в организме общества.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ