Последний год подготовки обещает быть насыщенным и горячим. Уже до конца 2011 года предусматривается сдать почти все основные объекты эпохального события, на очереди — благоустройство дорог, подготовка персонала, отработки действий спецслужб и многое другое.
Чтобы продемонстрировать украинцам, что удалось сделать к Евро-2012 и на чем еще стоит сосредоточиться за последний год, Министерство инфраструктуры организовало авиапресс-тур с участием вице-премьер-министра — министра инфраструктуры Бориса Колесникова по четырем городам, которые будут хозяевами во время проведения в Украине футбольного чемпионата Европы.
ЛЬВОВ
Около восьми утра чартерный рейс Международных авиалиний с «инспекционной группой», в состав которой вошло около 50 представителей ведущих украинских СМИ, сам вице-премьер Колесников, его пресс-секретарь Юрий Громницкий и помощники, приземлились в аэропорту «Львов», где гостей уже встречали глава Львовской облгосадминистрации Михаил Цымбалюк, глава департамента Евро-2012 Львовского городского совета Олег Засадный и начальник государственного предприятия «Дирекция по строительству объектов к Евро-2012 во Львове» Владимир Шадрин. Такой солидный чиновнический состав от Львова полностью понятен: кроме Колесникова и журналистов, в рядах «инспекционной» группы были президент федерации футбола Украины Григорий Суркис и директор местного организационного комитета Маркиян Лубкивский.
После короткого диалога Колесникова и Цымбалюка у презентационных стендов Евро-2012 и «Олимпийская надежда-2022» группа отправилась к чуть ли не самому «болезненному» до недавнего времени для города объекту — львовскому стадиону. Напомним, еще год назад его готовность эксперты оценивали как критическую. Строительство футбольной арены в 2010 году находилось на стадии 5%, чем собственно и ставило под сомнение возможность проведения чемпионатов Евро-2012 на Западной Украине.
Впрочем, как заметила «Дню» в автобусе по пути к Львовскому стадиону заместитель начальника Главного управления по вопросам Евро-2012, градостроения и строительства, начальник управления по вопросам Евро-2012 Анна Олексюк, сегодня никаких сомнений насчет того, что Львов будет принимать Чемпионат Европы, нет. «Все мы успеем, все проведем, и проведем на высоком уровне», — обещает она. Олексюк заверила «День», что уже все экологические и земельные вопросы, возникавшие вокруг строительства Львовского стадиона, решены, а деньги из государственного бюджета поступают исправно, даже немного с опережением. «Есть определенные заказы, которые нужно оплачивать заранее, давать аванс», — объяснила она.
На львовском стадионе строители повели показывать свою работу. Директор компании «Альтком» по строительству стадиона Василий Огородник на экскурсии заверил: строительные работы ведутся качественно и оперативно — сейчас готовят дренаж поля, устраивают западную VIP-трибуну, монтируют крышу, устраивают ограждение стадиона и осуществляют благоустройство территории. Поэтому, по словам Огородника, крыша уже будет готова до конца августа, а поле — до 15 сентября. Правда, эти работы можно было выполнить и более оперативно, говорит строитель, если бы материалы фирма-поставщик предоставляла более оперативно. В целом же, Львовский стадион планируют завершить в октябре этого года. «Одним словом, все будет готово вовремя. Нам уже нужно искать артистов и творческие коллективы для открытия арены», — подвел итог, исходя из слов директора по строительству, Колесников.
Впрочем, протестировать готовность и надежность футбольного поля лучше всего на практике, поэтому Колесников предложил приобщить к этому процессу местных футболистов. «Нужно провести переговоры с руководителем ФК «Карпаты» (Львов) Петром Диминским, чтобы львовская арена принимала как можно больше матчей этой команды. Чем больше весной следующего года «Карпаты» здесь сыграют матчей, тем надежнее будет стадион», — отметил вице-премьер.
Теперь же, по словам Колесникова, готовится план эксплуатации объекта. «Он предполагает, что стадион войдет в собственность НСК «Олимпийский» и государственного предприятия «Ледовые арены». Это позволит назначать одну цену на билеты на стадионах в Киеве и во Львове», — подчеркнул он. Поэтому вопрос дальнейшей судьбы Львовского стадиона, который так беспокоил местную власть и самих львовян, заверил вице-премьер, будет решен. «Это не проблема местной власти, — сказал он. — Это будет филиал НСК «Олимпийский». Поэтому будет разработан единый маркетинговый план по их использованию. Пусть лучше местная власть работает над дорогами и над тем, как собирать налоги».
После осмотра Львовской арены делегация отправилась на центральную площадь города, где должна была состояться торжественная церемония передачи автомобилей скорой помощи «Рено-ЛАЗ». Перед Оперным театром стояли две новые машины «скорой помощи», которые собственно и презентовали Львову французы. Как отметил Колесников, общий проект холдинга «ЛАЗ» и «Рено» Украина» — это тоже часть подготовки к Евро-2012. По его словам, в течение нескольких месяцев завод «ЛАЗ» освоит часть производства машин «скорой помощи» и будет производить их на своих мощностях. Пока еще представленные около Оперного театра во Львове автомобили — французской сборки. «До Евро-2012 в Украине появятся от 250 до 400 таких автомобилей. Теперь мы изучаем потребности каждого из принимающих городов», — сообщил вице-премьер.
Между тем, в центре Львова официально установлены часы обратного отсчета до Евро-2012, ведь именно 8 июня 2012 года на стадионе в Варшаве начнется первый матч Чемпионата Европы по футболу 2012 года, сообщил Засадный. Часы будут показывать, сколько дней, часов, минут и секунд осталось до его начала. «Часы изготовлены за средства официальных спонсоров УЕФА, из городского бюджета на их изготовление и установление не потрачено ни копейки», — утверждает чиновник. Самих же часов делегация во главе с Борисом Колесниковым, к сожалению, не увидела: график уплотненный (еще бы — за один день нужно успеть посетить четыре достаточно удаленных города. — Авт.), а потому поехали в аэропорт, где уже ждал чартерный рейс.
ХАРЬКОВ
Около полудня Boeing-737 с журналистами и чиновниками на борту прибыл в аэропорт Харькова. Там делегацию встречали координатор подготовки Харькова к Евро-2012 известный бизнесмен Александр Ярославский, городской голова Геннадий Кернес и глава облгосадминистрации Михаил Добкин. В харьковском аэропорту «инспекционную» группу уже разделили на команды: чиновники осматривали аэродром отдельно, журналисты — отдельно.
Как раз тогда, когда вице-премьер решил отправиться в авиа-тест-турне с журналистами, в международном аэропорту «Харьков» начали тестировать пропускную способность нововыстроенного терминала. Около 1300 студентов харьковских вузов и 120 волонтеров проходили все необходимые процедуры, которые будут обязательными для пассажиров аэропорта: от паспортного контроля (для иностранцев. — Авт.) до выявления в багаже запрещенного предмета.
Как рассказал генеральный директор Харьковского аэропорта Владимир Васильченко, участники тестирования были разделены на восемь рейсов в среднем по 160 человек. Сначала отрабатывается отлет пассажиров, а затем — прилет. Это связано с тем, что в день проведения матчей чемпионата Европы организация приема пассажиров будет ориентирована на массовый наплыв болельщиков сначала в одну сторону, а затем — в другую. По словам директора турнира в Украине Маркияна Лубкивского, это тестирование покажет, какое реальное количество пассажиров сможет обслуживать новый аэровокзал.
Со своей стороны Ярославский сообщил, что до 20 июля будет сдан временный терминал, а до 20 сентября завершат реконструкцию существующего. «До конца сентября все три терминала к Евро будут готовы», — отметил главный инвестор подготовки города к ЧЕ. Как объяснил Васильченко, в комплекс подготовки МА «Харьков» к Евро-2012 включена подготовка трех терминалов — нового, имеющегося и временного, а также реконструкция аэродромного комплекса со строительством ВПП. «Все работы в аэропорту будут завершены до 15 декабря», — заверил руководитель аэропорта.
По окончании осмотра аэропорта состоялся брифинг вице-премьера Бориса Колесникова и руководителей принимающего города. По словам главы инфраструктурного ведомства, авиационная часть подготовки нового аэровокзала не вызывает никаких вопросов. «Сегодня мы увидели, как в экстремальных условиях работает аэропорт «Харьков». По организации авиационных вопросов нет никаких замечаний, а те, которые касаются таможенного обслуживания пассажиров, нужно решать», — отметил Колесников.
В свою очередь, городской голова принимающего города Харькова заметил, что проблемным вопросом для города остаются дороги. «Если государство поможет с решением этого вопроса, все пути города будут успешно подготовлены к чемпионату. Харькову нужно подготовить 62 дороги, которые находятся около ОСК «Металлист», и на маршрутах, по которым будут двигаться болельщики», — подчеркнул городской голова.
На сегодня уровень готовности аэропорта «Харьков» (основа) составляет 61%. По состоянию на 1 июня на объектах Евро-2012 Харькова выполнены работы на общую сумму 5425,6 миллиона гривен, в частности, в 2011 году — 965,2 миллиона гривен. В стадии строительства находятся 11 гостиниц, пять из которых проводят работу по расширению номерного фонда. Созданы пять туристических маршрутов для ознакомления гостей чемпионата с культурным наследием Харьковщины.
ДОНЕЦК
После обеда самолет приземлился в аэропорту столицы Донбасса, где его, уже по традиции встречало первое лицо области глава Донецкой облгосадминистрации Анатолий Близнюк.
Планировалось, что сначала гости осмотрят подготовку аэропорта «Донецк» к Евро-2012, а уже потом отправятся «любоваться» жемчужиной Донбасса — стадионом ФК «Шахтер» «Донбасс-Арена». Однако вице-премьер внес некоторые коррективы в программу, поэтому группа сразу же отправилась осматривать знаменитое футбольное поле.
Как убедили журналистов сотрудники арены, проводившие экскурсию, «Донбасс-Арена» еще долго будет одним из наилучших стадионов в Восточной Европе, поскольку в совершенстве соответствует требованиям УЕФА. Например, освещение «Донбасс-Арены» составляет 2000 люкс, что в два раза превышает требования Союза, а крыша донецкого стадиона покрывает 93% трибун вместо необходимых 75%.
Осмотрев «Донбасс-Арену», Борис Колесников сообщил, что персонал для львовского стадиона и столичного НСК «Олимпийский» будет готовить именно донецкая евроарена. «Нам нужно подготовить стюардов из расчета десять стюардов на 1000 болельщиков. Таким образом, для арены во Львове мы подготовим около 500 стюардов, а для «Олимпийского» — 700. Качеством обучения персонала сегодня все довольны, от УЕФА и наблюдающих организаций замечаний по его работе не было», — рассказал Колесников.
Он также добавил, что в вопросе подготовки гостиничной инфраструктуры у Донецка те же проблемы, что и у всей Украины. Впрочем, вице-премьер заверил, что места для размещения целевых групп УЕФА будут подготовлены на 100%.
Полчаса на стадионе, и группа отправилась наконец-то осматривать сооружение нового терминала аэропорта «Донецк», правда, «осматривать» несколько громко сказано. На стенде с изображением макета будущего аэродрома директор генподрядчика указкой показал, где, в каком месте и что именно будет находиться.
По словам Бориса Колесникова, терминал хорошо адаптирован к современным мировым стандартам. «Движение пассажиропотока на вылет и прилет будет организовано таким образом, что пассажиры не будут пересекаться», — подчеркнул вице-премьер. Он также отметил, что инфраструктура нового терминала — сам терминал, трехэтажный паркинг на 600 мест, две эстакады, а также привокзальная площадь со стоянкой — позволяют расширить возможности аэровокзала в будущем.
Перед отлетом инспекция проехалась по новой взлетно-посадочной полосе, длина которой составляет 4 километра, а ширина — 60 метров. Объект, который по оценкам специалистов будет одним из лучших в Восточной Европе, начнет принимать самолеты любых типов уже с 28 июля. Также журналистам показали реконструкцию перронов и строительство пожарно-спасательной станции на пять автомобилей, которая до сентября будет введена в эксплуатацию, а также строительство аэродромно-диспетчерской башни, где в настоящее время продолжаются оформительские работы. Напомним, что запуск АДВ и старт управления полетами планируются с ноября-декабря этого года.
АЭРОПОРТ «БОРИСПОЛЬ»
И последним, что «проинспектировала» делегация, стал аэропорт «Борисполь», а именно строительство нового терминала «D». Генеральный директор международного аэропорта «Борисполь» Антон Волов провел получасовую экскурсию по строительству и предложил журналистам и вице-премьеру пройтись пока еще воображаемым путем, который будут преодолевать пассажиры аэропорта, — от эстакады до зоны вылета и выхода к телетрапам. По словам руководителя «Борисполя», готовность терминала «D» на сегодня составляет 60%. Но уже до конца этого года, заверил он, терминал достроят и сдадут в эксплуатацию.
Борис Колесников обещает, что терминал «D» Бориспольского МА будет наибольшим в Украине. По словам вице-премьера, сегодня власть рассматривает вариант, что этот терминал будет работать на внутренние и международные рейсы, в то время как другие терминалы «Борисполя» будут выделены под low-cost-компании. Впрочем, такая работа аэровокзального комплекса будет организована уже после чемпионата, говорит Колесников. Так будет надежнее, объяснил он. Хотя удобнее, конечно, чтобы можно было сразу запускать терминал в таком режиме. Впрочем, пока еще этот вопрос лишь изучается.
Там же, в аэропорту, Колесников провел итоговый пресс-брифинг. По словам вице-премьера, подготовка к Евро-2012 в принимающих городах Евро-2012 — приблизительно на одинаковом уровне. «Все города готовы приблизительно на одинаковом уровне. Единственные сложности — с общественным транспортом и качеством дорожного покрытия», — подчеркнул он. И прибавил, что к Евро-2012 не совсем готова милиция — в языковом вопросе. И для того, чтобы решить этот вопрос, к стражам порядка будут прикрепляться англоязычные студенты и волонтеры. В то же время языковая подготовка медперсонала, по словам Колесникова, — на должном уровне.
Что же касается дальнейшей судьбы нововыстроенной инфраструктуры (как авиаобъектов, так и новых футбольных арен. — Авт.), на которую были потрачены бюджетные средства, Колесников заверил: спрос на нее будет. И государство уже над этим работает.
По утверждению вице-премьера, после проведения Евро-2012 интерес к нашему государству должен существенно возрасти, что, в свою очередь, повлияет на рост туристического потока. А уже после того, как весь мир увидит Украину под новым углом зрения, наше государство сможет полноценно претендовать на Олимпиаду-2022. «Я думаю, что к моменту подачи заявки Украина успеет развить свою инфраструктуру еще больше. При этом наиболее серьезная подготовка начнется после Евро-2012: мы должны построить 40—45% востребованной туристической инфраструктуры», — сказал Борис Колесников.
«Нужно не работать над своими недостатками, а развивать преимущества. А у нашего государства их немало», — такими словами Борис Колесников предложил закончить 12-часовой день инспекции подготовки Украины к Евро-2012.
P. S. 15 июня в Ненхе (Швейцария) состоится совместное заседание УЕФА и местных оргкомитетов Украины и Польши, на котором будет обсужден план работ на период, оставшийся до чемпионата, а также подведены итоги инспекции УЕФА, которая проходила на прошлой неделе, готовности стран к Евро-2012. Разделяет ли УЕФА оптимизм украинцев, и какие замечания сделали инспекторы еврообъектам, читайте в следующих номерах «Дня».