12 июня исполнилось бы 80 лет Герою Украины и легендарной певице. Евгения Семеновна — одна из выдающихся украинских певиц ХХ столетия, с ее именем связаны не только самые яркие страницы истории Киевской оперы, но и всей музыкальной культуры Украины. Да и не только...
Мирошниченко неистово любила жизнь: свою работу, партнеров по сцене, коллег, учеников, друзей, родных. Она боролась с препятствиями и недугами, справляясь с трудностями, выпадавшими на ее долю. Евгения Семеновна ушла в Вечность, не завершив главного, как считала, дела своей жизни — создания в нашей столице Малой оперы. Дело было сдвинуто с мертвой точки, обещаний было море, а воз и ныне там...
Ныне главными участниками юбилейных торжеств являются многочисленные глубоко преданные ученики Евгении Семеновны разных поколений, большинство из которых уже приобрели признание публики, как отечественной, так и зарубежной. В Доме актера прошел концерт, организованный Ольгой Бессмертной (ученицей и преемницей, взявшей на себя заботу о последних питомицах класса Мирошниченко в Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского) и концертмейстерами Натальей Королько и Фриной Зискиной.
Вчера в агентстве УНИАН коллеги-педагоги из НМАУ представили первый альбом масштабного творческого проекта, посвященный памяти великой певицы под названием «Євгенія Мірошниченко назавжди...», в котором представлены записи практически всех периодов вокальной карьеры примы украинской оперной сцены.
Сегодня состоится гала-концерт памяти примадонны в Национальной опере Украины, в котором примут участие: Ольга Нагорная, Екатерина Стращенко, Сусанна Чахоян, Римма Шаповалова, Наталия Шелепницкая, Сергей Пащук, Тамара Ходакова, Ульяна Алексюк, Ольга Бессмертная, Галина Грегорчак, Оксана Терещенко, Дмитрий Иванченко, Сергей Ковнир. Певцы выступят в сопровождении Симфонического оркестра Национальной оперы (дирижер Николай Дядюра), прозвучат арии и дуэты из опер, вокальные произведения украинских и зарубежных композиторов, многие их которых были украшением репертуара выдающейся певицы и педагога.
10 июня в Доме актера состоится заседание Общества театральных деятелей, украшением которого также станут выступления учеников Евгении Мирошниченко. А непосредственно ко дню рождения (12 июня) приурочен спектакль «Травиата», один из наиболее знаковых в репертуаре Евгении Семеновны. Партию Виолетты исполнит Оксана Терещенко.
Ныне в Национальной опере администратором работает женщина, в лице которой безошибочно угадываются черты Евгении Мирошниченко: это ее младшая сестра Зоя Семеновна Хужко. Даже голоса у них похожи. Оказывается, если бы судьба сложилась иначе, то на киевской сцене могла бы выступать еще одна певица Мирошниченко...
— Наверное, надо было слушать сестру, ведь она в моей судьбе всегда играла решающую роль, — признается Зоя ХУЖКО. — Хоть и здравствовала наша мама, но для меня Женя была всем: и сестрой, и подругой, и даже порой мамой. Еще девчонкой она опекала меня. В 1943 году, услышав по радио, что в Харьковское ремесленное училище принимают детей-сирот и полусирот (наш отец погиб на фронте), настояла на том, чтобы уехать из села, а поступив, Женя потребовала, чтобы и меня приняли учиться. В ту пору ей было 15, а мне десять лет. Мне, конечно, сказали — слишком маленькая. Тогда Женя пошла в Управление трудовыми резервами и заявила, что пока сестру не примете, не уйду! В разговоре выяснилось, что управляющий был хорошо знаком с нашим отцом. Просто судьба! Так мы стали учиться, сестра на слесаря по ремонту радиоаппаратуры (кстати, потом всю жизнь сама себе телефоны чинила), а я на токаря.
В мои 16 лет наши пути ненадолго разошлись: Женя училась в консерватории, а я (по комсомольской путевке) строила железную дорогу Оренбург—Горск. В 23 года приехала в отпуск в гости, и сестра сказала: «Хватит, наездилась». Заочно уволила меня, и с тех пор я осталась в Киеве. В ту пору Женя уже год работала в театре. У нее была комната в двухкомнатной квартире, куда она забрала маму, а потом и меня. В 1958 году она привела меня к Виктору Петровичу Гонтарю, директору Киевского театра оперы и балета, попросив, чтобы помог устроиться куда-нибудь работать. Когда он спросил, кто я, то засмеялся: «С такой физиономией — и токарь?! На какой завод? На сцену ее!» И определил меня в миманс. Потом была студия при Театре оперетты. Преподаватель по вокалу сказал, что я должна петь. Женя поддержала эту идею, но какое там петь?! Когда открылся набор в балет на льду, с первого же тура Вахтанг Вронский и Роберт Клявин взяли меня в труппу. Узнав, что я отказалась петь, сестра страшно рассердилась, но своего решения я не изменила. Наверное, гордость взыграла. Может, и зря, кто знает?
Знаете, Женю по жизни как будто что-то вело. Надо же было ей так стремиться в Харьков, чтобы в самодеятельности ее услышал харьковский композитор Зиновий Давыдович Заграничный, который пригласил петь в хоре «Трудовых резервов», чтобы ее дальше услышали... Позже она говорила, смеясь: «Наверное, когда я родилась, Господь прикоснулся к моему горлу»...
Мне не верится до сих пор, что рядом никогда не будет Жени, особенно слезы наворачиваются, когда слышу, как прекрасно поют ее ученицы, когда со сцены звучат арии, которые она когда-то блестяще сама пела...
— Зоя Семеновна, приложил ли усилия к организации юбилейных торжеств Фонд им. Мирошниченко?
— К сожалению, фонд с семьей не контактирует, мы не знаем практически ничего об их деятельности...
— А как решен вопрос с памятником Евгении Семеновне?
— После моего небольшого интервью в одной из киевских газет, было дано объявление о сборе пожертвований, т.к. достойный памятник стоит дорого (около трехсот тысяч долларов, а у нашей семьи таких денег нет). Откликнулись всего несколько человек, в частности, фониатор Леонид Тринос и Виктор Гаращенко — большой поклонник голоса Евгении Семеновны. Часть денег предлагает добавить Министерство культуры и туризма. Есть два интересных проекта монумента. Я верю, что памятник будет поставлен обязательно.
— Есть ли движение в вопросе создания Малой оперы — неосуществленной мечты Мирошниченко?
— Это щекотливый вопрос. Я считаю, что Женю убил не рак, который был удачно прооперирован (к ее спасению подключились близкие друзья — Роза Родионовна Ванеева и ее муж Владимир Николаевич, которые подключили своих друзей, давших необходимые средства и приложивших огромные усилия). Переживания о новом доме — камерной оперной сцене для своих творческих детей подкосили жизненные силы сестры. Бесконечные суды за проданную под зданием землю выматывали и расстраивали ее. Казалось бы, есть прекрасный зал с великолепной акустикой (Дом культуры трамвайщиков)... Когда Женя вошла в зал, то запела (еще будучи студенткой, она выступала на этой сцене, когда там функционировал Клуб трамвайщиков), но мэрия Киева денег на ремонт не давала, а ведь это должен был быть Муниципальный камерный оперный театр. Мэр Леонид Черновецкий в прямом эфире у Савика Шустера заявил, что этого театра нет и никогда не будет. И слово свое сдержал! Городское управление культуры тоже не проявило заинтересованности. Тут, наверное, нужны были совместные усилия всех структур: и министерства, и НМАУ (ведь выпускникам музакадемии после выпуска часто деваться некуда). Малая опера — это была ее постоянная боль. Сколько раз я заставала Женю в слезах, и каждый раз причиной их был тупик в вопросе с Малой оперой. Она в отчаянии готова была дать театру имя любого человека, который помог бы его поднять. Незадолго до операции Женя произнесла такую фразу: «Мы умираем не от болезней, а от обид»... Ее убило безразличие!
Женя была патриотом Украины. Несмотря на многочисленные предложения работать в других театрах и за границей, она осталась верна киевской сцене, где прошло ее становление, где пришла мировая слава. Все свои силы она отдавала ученикам. Работала, творила, учила во славу нашей Родины. Мирошниченко подготовила прекрасных певцов, которые своим талантом прославляют Украину. А лучшей памятью о ней станет открытие в Киеве Малой оперы, которую нужно назвать именем Евгении Мирошниченко!
КОМММЕНТАРИЙ
Август ЖУКОВ, проректор по учебной работе Киевского института музыки им. Р. Глиэра:
— Малая опера Киеву нужна, но нужно быть реалистами. Что мы имеем сегодня? С каждым годом все более разрушается здание (Дом культуры трамвайщиков) с великолепной акустикой зала, которое ныне используется не по назначению. А ведь это помещение может приносить реальную пользу, но пока не решены проблемы с выделением дополнительной земли под достройку помещения. В городском бюджете Киева отсутствуют средства не только на реконструкцию помещения, но и на создание всей структуры Малой оперы — оркестр, хор, обслуживающий персонал. Наш ректор Александр Злотник обратился в Киевскую горадминистрацию с идеей объединения Института музыки им. Р. Глиэра и так называемой Малой оперы, существующей сегодня лишь на бумаге. Наше учебное заведение имеет хорошую репутацию, за годы своей многолетней деятельности выпустило большое количество выдающихся музыкантов. Но, к сожалению, мы не имеем достойной сценической площадки. И это при том, что являемся организаторами разнообразнейших концертов, проводим авторитетные конкурсы, в частности Международный конкурс пианистов им. В. Горовица, духовиков им. Антонова. Под эти проекты мы вынуждены арендовать чужие залы. У нас есть готовая команда, институт имеет финансовые возможности: во-первых, по привлечению спонсоров, во-вторых, по использованию специального счета. Конечно, миллионы мы сразу не найдем, но поэтапно вдохнуть жизнь в умирающее здание мы способны. Мы предлагаем назвать зал именем Е.С. Мирошниченко и основать Конкурс вокалистов ее имени, а в дальнейшем предоставлять сценическую площадку будущим лауреатам, выпускникам музыкальных вузов. На данном этапе наши предложения находятся на рассмотрении в Киевской городской администрации.
От редакции. Несколько дней назад Александр БРИГИНЕЦ, депутат, глава комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма, председатель рабочей группы Киевсовета по изучению ситуации, которая сложилась вокруг «Театрально-зрелищного заведения культуры «Киевская малая опера», как сообщает УНИАН, заявил, что центральная и городская власть поддерживают проект создания в Киеве Малой оперы в помещении исторического памятника архитектуры на улице Дегтяревской, 5: «Мы все за то, чтобы Малая опера существовала и процветала! Теперь остается одеть ее в кулисы реальных дел. Евгения Семеновна при жизни делала все возможное для того, чтобы поставить на ноги свое интеллектуальное «дитя» — Малую оперу (Сначала планировалось ее открыть в 2007-ом, потом в 2009 году.— Л. Т.). Надеюсь и теперь, после ее смерти, имя легендарной певицы будет помогать Малой опере решать множество проблем, существующих в настоящее время».