Пока провластное большинство и их политические оппоненты в ожидании 9 мая суетились и дрались вокруг красных флагов, соседняя Россия не упустила возможность поздравить братский украинский народ в привычном для себя имперском стиле.
Поскольку главный рупор мосагитпропа — государственный канал «Россия-РТР», входит в пакеты программ украинских провайдеров кабельного телевидения, подавляющее большинство наших соотечественников имеют возможность увидеть и услышать, как работает конвейер имперской пропаганды и оценить истинное отношение Российской Федерации к своей прежней колонии и ее народу.
В начале мая одиозный телеканал, ретрансляция которого в Украине еще до недавнего времени была под запрещением из-за якобы несоответствия Европейской конвенции по трансграничному телевидению (в действительности все знают из-за чего), продемонстрировал сериал на популярную в России военную тематику — «Заяц, жаренный по-берлински».
Кто в нем оказался самым негативным персонажем, догадываться из трех раз не нужно. Но в этот раз киноремесленники из соседнего государства превзошли самих себя. Исключительно непривлекательную физическую оболочку украинца россияне нафаршировали не всеми ли самыми отвратительными человеческими пороками — хамством, трусливостью, подхалимством перед начальством и банальным стукачеством.
Драматизма ситуации добавляет обстоятельство, что режиссером сериала является гражданин Украины, выпускник Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого и воспитанник творческой мастерской Михаила Ильенко — Сергей Крутин. Страна должна знать своих «героев».
Нет смысла пересказывать фабулу упомянутого фильма и оценивать его художественные достоинства, если они, конечно, есть, или, наоборот, критиковать их. Важно другое — в российском кинематографе стало традицией в качестве негативных героев изображать именно украинцев.
Таким образом, пропагандисты соседней страны готовят идеологическую почву под объявленный в конце прошлого года главным антитеррористом «Всея Руси» тезис о том, что «Россия победила бы в Великой Отечественной войне, даже если бы Украина не входила в состав Советского Союза».
Приводить им статистические данные о трагических последствиях Второй мировой войны и доли в них нашего народа — напрасная вещь. Как и цитировать Черчилля, который считал, что украинцы в той войне пострадали больше всех. Да и не должны мы в конечном итоге перед кем-либо оправдываться, память о миллионах павших предках нам этого не позволяет.
На глубинном же уровне причина такого небезразличия россиян к братскому народу в действительности имеет простое объяснение. Стране, в истории которой не было чего-то подобного Холодному Яру, Крутам и УПА, зато были Павлик Морозов, Локотская Республика и Армия Власова (хотя надо признать, в украинской истории такие тоже были),героев нужно выдумать. Отсюда и нашествие у соседей киноутиля на военно-патриотическую тематику. И не важно, какая эпоха обыгрывается фантазией российских киношников — «1612», «Александр. Невская битва» или какая-либо современная «Война», — общими чертами для них всегда является недостаток исторической правды и нескрываемая ксенофобия. Отличие проявляется лишь в их дозировании.
Но, как видим, просто фантазий о мифических подвигах «Русских витязей» соседям уже маловато. Для самоутверждения им обязательно нужно еще и унизить кого-нибудь, кто подвернется под руку. А украинцы здесь — вариант просто идеальный.
В целом же, складывается впечатление, что действиями творцов очередного пасквиля с антиукраинским душком, как и теми, кто во Львове 9 мая демонстрировал свое умалишенное представление о политическом плюрализме скандированием: «Хохлы — параша! Победа эта наша!», дирижировал кто-то один.
Досадно, но подавляющее большинство российского пропагандистского кино- и телеутиля потом оказывается на экранах суверенной Украины. Случай с «Зайцем...», к сожалению, не является исключением. Непосредственно во время празднования 9 Мая сериал транслировал телеканал с красноречивым названием «Украина».
А из того, что творится в украинском политикуме и медиапространстве, напрашивается вывод, что потомков, по крайней мере идейных, у полковника Носа достаточно.