— В своих работах вы, пан Григорий, часто отражаете свою малую Родину, восточную Украину. Сегодня мнение об этой части страны в большой степени стереотипизировано. Каким является ваше виденье Донецка и Донецкой области в историческом разрезе и через призму вашего творчества?
— Действительно, стереотипные мысли и представления о Донецке приходится слышать достаточно часто. Я говорю в большей степени не о политическом, а, в первую очередь, о социальном аспекте. Хотя понятно, что эти аспекты довольно тесно связаны. Например, многие считают, что большинство людей в Донецке любят Россию, и не «так сильно» любят Украину, как остальное население страны. Думаю, это бессмыслица. В Донецке есть разные люди, как и везде. Так сложилось исторически, что эти области нашей страны — индустриальные, однако это вовсе не значит, что природа здесь менее красива, города менее живописны, а солнце не такое яркое. А мои картины просто отображают это. Знаете, говорят, объектив — у фотокамеры. Но в действительности он показывает мир не объективно, объективно — это когда глазами художника.
— Донетчина инкогнита, неизвестная Донетчина — какая она?
— Как я уже сказал, и трава у нас здесь не менее зеленая, и женщины такие же красивые. Если и есть Донетчина инкогнита, то это из-за неспособности видеть все это. Из-за нежелания, стереотипности виденья и мышления. Ведь немногие приезжают сюда просто ради путешествий и новых впечатлений. Не принято. А зря, здесь есть на что посмотреть. Если бы украинцы из других областей чаще сюда приезжали, тогда бы эта донецкая «инкогнита» не была бы такой неизвестной.
— По мнению ученого совета Академии науки, образования, индустрии и искусства (Калифорния, США), вы являетесь основоположником «урбанистического лиризма». Что означает это понятие?
— На своих полотнах я часто изображаю пространство, созданное человеком, — городской пейзаж. Поэтому меня и называют «урбанистом». Кроме того, я привнес в это понятие лирическое начало. Дело в том, что, кроме того, что я художник, я еще и поэт. Выходили мои поэтические сборники. Именно в поэзии черпаю любовь и радость вдохновения. Поэтому, работая над очередным полотном, я всегда связываю его с какими-то стихотворными строками, которые пишу сам. И впоследствии и полотно, и поэзия переплетаются удивительным образом. Кроме того, не секрет, что каждый цвет имеет свое звучание, — поэзия красками, это тоже важно. Как я чувствую этот пейзаж, так и пишу стихи. Ну, и обычно, речь идет об образном и ассоциативном мышлении, метафорике, присутствующей на всех моих полотнах, независимо от жанра. Например, Донецкая степь — это море, а шахтер — корабль в нем.
— Из вашей ранней биографии нам известно только то, что вы родились в Запорожье, а впоследствии оказались в Донецке. Расскажите подробнее о вашем становлении в качестве художника. Кто ваши учителя?
— Я учился в Харьковском художественном институте. Моими учителями были М. Божий, С. Беседин, А. Хмельницкий. Все достойные и достаточно известные мастера. Особенно Александр Хмельницкий, мой учитель по специальности. Именно его я считаю своим учителем в широком смысле слова. Это была нерядовая личность. Хотя, знаете, кроме индивидуальности, у художника-учителя должно быть еще и талант педагога. У Александра Хмельницкого он был.
— Пан Григорий, расскажите, пожалуйста, о Всеукраинском пленэре «Святогорье», руководителем которого вы являетесь с 2005 года.
— Этот пленэр ежегодный, мы (художники из разных городов Украины: Одессы, Киева, Донецка, Харькова, Луганска) ездим по городам, в течение 15 — 20 дней посещаем музеи, храмы, однако не как туристы, а пытаясь, так сказать, духовно почувствовать все. Пропустить через себя, наполнить себя впечатлениями, однако не поверхностными, а как можно более глубокими. А затем, соответственно, каждый художник реализует их на полотнах. После этого организуются отчетные персональные выставки.
— Какой является современная художественная жизнь Донецкой области?
— Этот год в нашем культурном мире объявлен Годом Сергея Прокофьева. Это была инициатива «ЮНЕСКО». Сергей Прокофьев, согласно их подсчетам, наиболее исполняемый композитор в мире. Поэтому объявлено немало художественных конкурсов, готовится целый ряд выставок на темы его музыкальных произведений. Кроме того, большое количество донецких художников примет участие в ежегодной всеукраинской выставке «Мальовнича Україна», которая в этом году будет проходить в середине мая в Киеве. Экспозиция выставки будет состоять из новых произведений живописи и графики, которые по своему содержанию и художественным направлениям продолжают художественные принципы и традиции, заложенные Шевченко в его известной серии офортов «Живописная Украина».
— Вам за 70, а вы, кажется, только наращиваете обороты. Чем занимаетесь сейчас? Какие планы на ближайшее будущее?
— Вот всем этим, о чем я говорил выше, я и занимаюсь . Работаю, пишу, много времени занимает организационная работа. Именно этим буду заниматься и в дальнейшем. А сколько мне в действительности лет, сказать трудно. Я, как и каждый поэт, в душе всегда остаюсь 19-летним.
СПРАВКА «Дня»
Григорий ТЫШКЕВИЧ родился в 1940 году в Запорожье, в настоящее время живет и работает в Донецке. Заслуженный художник Украины с 1995 года, с 1970 года — участник свыше 150 зарубежных, всесоюзных, всеукраинских и областных выставок, в том числе 25 персональных выставок. Работы художника находятся в собраниях музеев Украины и музейных коллекциях 30 стран мира. Лауреат премии им. Н. Островского, А. Куинджи, с 2005 года руководитель Всеукраинского пленэра «Святогорье».