В эти выходные на Черкащине чествовали воинов-холодноярцев, которые вели борьбу за независимую Украину в начале ХХ века. Организаторами действа выступили общественная организация «Холодноярская инициатива» и исторический клуб «Холодный Яр». Собственно, в апреле ежегодно в Холодном Яре проходит большой сбор — в день, когда погиб главный атаман Холодного Яра Василий Чучупак. Однако если раньше это были десятки, а затем сотни людей, то в этом году количество паломников было свыше трех тысяч.
Программа мероприятий была достаточно насыщенной. Утром — чествование главного атамана Холодного Яра Василия Чучупака и его есаула Юрия Горлиса-Горского (автора документального романа «Холодный Яр»), а также панихида на братской могиле холодноярцев. Своеобразным указателем для приезжих был «голос» тулумбаса Черных запорожцев — ударяя в огромный барабан, мужчины в черных одеждах указывали, куда нужно двигаться.
Ближе к полудню в селе Мельники состоялось еще одно важное событие — писателю Василию Шкляру вручили народную Шевченковскую премию. Как известно, от государственной Шевченковской премии писатель отказался: «Прошу вас учесть в Указе по случаю награждения лауреатов Шевченковской премии мою просьбу о перенесении награждения меня Шевченковской премией на то время, когда при власти в Украине не будет украинофоба Дмитрия Табачника», — отметил писатель в письме к Президенту. Следовательно, представители общественной организации «Холодноярская инициатива» взяли на вооружение предложение Юрия Андруховича собрать для автора «Черного ворона» сумму, эквивалентную государственной награде, и вручить ее в качестве народной Шевченковской премии. Средства удалось собрать. Причем, как заметил один из организаторов «Холодноярской инициативы» Андрей Юсов, очевидно, деньги на открытые банковские счета будут продолжать поступать и после вручения народной премии. В свою очередь, Василий Шкляр поблагодарив общество, равно как и в интервью «Дню» (№55 от 30 марта 2011 года), заверил, что все полученные средства будут направлены на съемки первого украинского блокбастера по мотивам романа «Черный Ворон».
— Наша холодноярская идея нас может спасти и привести к объединению, — убежден Василий Шкляр.
Кстати, на волне восторга от романа писателю часто предлагают баллотироваться в президенты Украины на следующих выборах. Но пан Василий эту идею не поддерживает:
«Очень благодарю за доверие! Но у меня есть своя профессия. Если Бог мне отведет еще какое-то время, то я напишу пару книжек, которые сделают больше, чем предыдущие наши президенты сделали», — заверил лауреат народной Шевченковской премии.
В урочище Кресельцы состоялась реконструкция боя холодноярцев с большевиками. Там все было по-настоящему: большевики грабили дома местных жителей, однако путь им преградили лесные воины-холодноярцы. Вот здесь и начался самый настоящий бой — выстрелы из ружей и пулеметов, дымовые шашки, «раненые» и «пленные», и почти трехтысячная толпа зрителей вокруг, которые болели «за своих». В этом импровизированном бою (в конечном результате, как и в итоге историческом) холодноярцы победили. И над урочищем Кресельцы развевался черный флаг с легендарным «Воля Украины или смерть!» — лозунгом, который после воинов Холодноярской республики взяли на вооружение борцы УПА.
Несколько штрихов. Замечательно, что чествование памяти героев Холодного Яра собрало столько небезразличного люда. Но не оставляет стойкое ощущение того, что многим хочется воспользоваться ситуацией и пропиариться на фоне Холодного Яра и народной Шевченковской премии. Партии проигнорировали призывы организаторов отказаться от партийной символики — слово «договоренность» мало что значит, когда нужен пиар. Кстати, в Холодный Яр пожаловал экс-президент Виктор Ющенко со свитой единомышленников. Интересно, что он не только провозглашал речи. К нему выстроилась очередь за автографами. Немало людей хотело, чтобы бывший глава государства оставил свою подпись на... книге Василия Шкляра «Черный Ворон». И еще одно: как стало известно «Дню», Олег Островский, который профинансировал проведение реконструкции боя, является владельцем корчмы «Дикий хутор», что находится на хуторе Буда — просто около тысячелетнего дуба Максима Зализняка и братской могилы хуторян, которые погибли здесь в годы войны. «День» уже писал, что поведение посетителей корчмы не всегда соответствует историческому антуражу. Правда, при поддержке Олега Островского на хуторе Буда состоялась закладка первого камня фундамента Музея Холодного Яра. Может, такое соседство повысит культурный уровень постояльцев развлекательного заведения...
Холодный Яр очень чувствителен к любому лукавству. Это своеобразный тест на подлинность. Это как с мужчиной в казацких одеждах (казаком его назвать язык не поворачивается), который ехал на коне нам навстречу, когда мы уже возвращались от Гетманского пруда в Мельники. На попытку его сфотографировать отреагировал неожиданно — закрыл лицо рукой и заявил: «Фото только за деньги!»...