Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Берлинский партнерский пакет»

В НАТО удовлетворены уровнем сотрудничества с Украиной
18 апреля, 2011 - 20:24

Двухдневный саммит министров иностранных дел, который состоялся несколько дней тому назад в Берлине, вызвал большой интерес в мире. И в самом деле, вопросы, которые обсуждались в столице Германии, имеют глобальный характер. Это ситуация в Ливии и Афганистане, сотрудничество Альянса с Украиной, Грузией и Россией.

Работу этого форума освещало почти 400 журналистов, которым были созданы прекрасные условия для работы в помещении Deutsher Telecom. И такая заинтересованность масс-медиа — не случайна. Ведь это была первая встреча глав внешнеполитических ведомств Североатлантического Альянса после учреждения операции Unified Protector, чтобы обсудить последующие действия относительно того, как прекратить бомбовые удары контролируемых полковником Каддафи войск против повстанцев. Усиливало интерес то, что в обсуждении ливийского вопроса приняли участие представители 39 стран, в том числе и Украина. Кстати, некоторые СМИ зачислили Украину в состав возглавляемой НАТО коалиции, которая обеспечивает бесполетную зону над Ливией.

«В действительности, мы прибыли на эту конференцию по приглашению Альянса. А что касается нашего участия, то это связано с тем, что корабль «Константин Ольшанский» принимал участие в гуманитарной операции, еще в условиях, когда члены Альянса не могли отправить корабль для эвакуации своих граждан. А между тем, корабль украинских ВМС эвакуировал, в том числе и иностранных граждан. Мы заявили, что Украина готова приобщиться и направить мобильный полевой госпиталь и Ан-25, оборудованный как мобильный эвакуационный пункт для спасения жизни. Наше участие обусловлено возможностями решать гуманитарные операции», — объяснил украинским журналистам министр иностранных дел Украины Константин Грищенко. По словам министра, привлечение украинских ВМС к введению эмбарго на снабжение оружия в Ливию не обсуждалось.

Следует отметить, что во время Берлинского саммита министры иностранных дел НАТО одобрили новую политику сотрудничества с партнерами Североатлантического Альянса. Согласно новой политике, Альянс будет стремиться расширять политический диалог и практическое сотрудничество с любой страной, которая разделяет интерес НАТО в обеспечении мира и безопасности во всем мире. «Только что принятый «Берлинский партнерский пакет» позволит нам работать над большим количеством вопросов, с большим количеством партнеров, в более разные способы. Это выигрышная политика для всех», — отметил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.

А во время заседания Комиссии УКРАИНА-НАТО на уровне министров иностранных дел, которое было первым после объявления официальным Киевом внеблокового статуса, господин Расмуссен отметил: «Наша новая стратегия положила отношения с государствами-партнерами в основу миссии НАТО и в который раз подтверждает вес особого партнерства НАТО и Украины». В то же время, генсек НАТО выразил надежду, что Альянс сможет и в дальнейшем рассчитывать на помощь Украины. «Мне известно, что правительство Украины намеревается придерживаться нынешней традиции, (выступая) как контрибутор безопасности, — говорит он. — Знаю, что мы можем рассчитывать на все большее привлечение Украины». Расмуссен также подтвердил, что НАТО и в дальнейшем будет помогать Украине в реформировании и модернизации ее вооруженных сил.

Со своей стороны, Грищенко рассказал, что в ходе заседания и его выступлении, а также в выступлениях министров иностранных дел Альянса подчеркивалась та роль, которую играет Украина в поддержании безопасности в мире. «Мы считаем возможным такое сотрудничество с Альянсом. И благодаря этому мы играем важную роль в поддержании безопасности в мире», — отметил украинский министр.

Представители НАТО в беседе с «Днем» отмечали, что в Альянсе довольны уровнем сотрудничества с Украиной. Более того, от президента Виктора Януковича получены гарантии относительно намерений Киева углубить диалог и сотрудничество с НАТО. По словам собеседника, ожидается, что Украина направит нескольких украинских специалистов в Афганистан.

Относительно Ливии, как объяснил Грищенко, позиция Украины заключается в том, что решение относительно обеспечения бесполетной зоны было принято СБ ООН при поддержке основной региональной организации и впервые создан широкий консенсус относительно применения силы широкой коалицией. А что касается применения нашего корабля, например, для введения эмбарго на снабжение оружия в Ливию, то это мы должны определять сами. Вместе с тем, министр подчеркнул, что украинская сторона отдает преимущество тому, чтобы ее средства могли использоваться в рамках гуманитарных операций.

На переговорах в Берлине также шла речь о возможном участии Украины в создании общей европейской системы противоракетной обороны. Отвечая на вопрос журналистов относительно этой проблематики, министр отметил следующее: «мы провели консультации относительно. Мы хотим понять планы Альянса и должны проанализировать наши возможности. Сама система в настоящий момент находится на первом этапе проработки. У нас есть определенные средства. Но это не просто военно-политическая концепция, мы должны учитывать мнения соседей по НАТО».

А вот, что думает о результатах заседания комиссии Грузия-НАТО глава внешнеполитического ведомства Грузии Григол Вашадзе, который с любезностью согласился дать небольшое интервью украинских журналистам.

— Государства — члены НАТО и генсек выразили огромную благодарность за тот вклад, который мы вносим в операцию в Афганистане. Была подчеркнута наша роль как страны, которая предоставляет свой военный контингент и находится на втором месте по численности этого контингента среди государств — не членов НАТО. У нас сейчас около 970-ти военнослужащих там, и мы еще дополнительно посылаем инструкторов для тех, которые будут готовить части артиллерийской поддержки нескольких бригад афганской национальной армии.

У нас есть ежегодная национальная программа. Я могу только напомнить одно событие, которое запланировано в рамках этой программы, — визит представителей Североатлантического совета в Грузию. Все государства — члены НАТО понимают, что наступило время поехать в Грузию. Первый раз они приезжали в Грузию в 2009 году сразу после войны, в результате которой был нанесен Грузии огромный ущерб. А сейчас НАТО, наоборот, хочет приехать в Тбилиси, чтобы понять, каким образом в не самых благоприятных обстоятельствах Грузия смогла добиться таких макроэкономических показателей и достижений в области политических и конституционных реформ.

На повестке дня заседания комиссии Грузия-НАТО был всего один пункт — сотрудничество НАТО и Грузии и тот путь, который мы прошли и который нам остался до полноправного членства в НАТО.

Мы получили высокую оценку. Союзников интересовало мнение Грузии по поводу развития событий в нашем регионе. Особую озабоченность, естественно, вызывают те конфликты, которые имеются на Южном Кавказе. Хочу отметить, что во всех выступлениях был призыв к организации ни в коем случае не забывать про Южный Кавказ и не отодвигать его на вторую, третью или четвертую «полку» из-за того, что Альянс сейчас вовлечен в события в Ливии. Честно говоря, я рад был это слышать, потому что НАТО серьезно относится к нашему региону, понимает потенциал нашего сотрудничества и опасности, которые могут возникнуть при отсутствии такого сотрудничества.

Первый раз в совместной истории Грузии и НАТО мы приняли общую декларацию. И для нас очень важен этот документ, в первую очередь потому, что там есть очень жесткий призыв к России отменить неправомерное, необдуманное и опасное решение признать так называемую независимость Абхазии и Цхинвальского региона; незамедлительно вывести оккупационные войска из Абхазии и Цхинвальского региона; уважать все взятые на себя международно-правовые обязательства, вытекающие из соглашения о прекращении огня и вовлечь себя в содержательные и результативные переговоры с Грузией с тем, чтобы урегулировать отношения между двумя государствами. И второе, что имеет для нас фундаментальное значение: Альянс однозначно без всяких экивоков подтвердил суверенное право народа и государства Грузии избирать военные союзы, а в качестве военных союзников — тех, кто соответствует национальным интересам нашей страны.

— Уместно ли говорить сейчас о сроках интеграции Грузии в НАТО?

— Ни о каких сроках речь не идет. Слава Богу, здесь нет Госплана и никто для себя никакие пятилетки не определяет и лозунгов для достижения этих целей не провозглашает...

— А господин Барамидзе буквально недавно заявил, что Грузии достаточно двух-трех лет, чтобы выполнить технические условия вступления в НАТО. Что вы скажете на это?

— Господин Барамидзе гражданин свободной страны и имеет право делать собственные прогнозы. Я от прогнозов воздержусь, но могу вам одно сказать: мы стабильно шаг за шагом приближаемся к нашей конечной цели. А это полноправное членство в НАТО и максимальное сближение с ЕС.

— А то, что две территории отторгнуты от вашей страны, не повлияет на достижение этой цели?

— Во-первых, эти две территории не отторгнуты, а оккупированы. Во-вторых, мы эти территории обязательно вернем в общее конституционное пространство нашего государства. И способствовать этому будет как раз членство в НАТО.

Мыкола СИРУК, «День», Берлин — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ