В прокат вышла новая работа одного из интереснейших европейских режиссеров, датчанина Йоргена Лета «Мужчина в поисках эротики» (Erotic Man).
Зрительское сообщество узнало (впрочем, точнее сказать — вспомнило) о Лете после появления в 2003 году картины «Пять препятствий», снятой в соавторстве с Ларсом фон Триером. Мастерский, во многом провокационный фильм стал настоящей сенсацией на фестивале в Венеции.
Лет — человек разносторонне одаренный. Круг его занятий — культурная и музыкальная критика, антропология (выпустил восемь научно-популярных книг), поэзия (вышло 10 книг стихов), спортивная журналистика (работал комментатором на телеканале TV2, снял впечатляющий фильм-репортаж о велогонках «Воскресенье в аду»). Как режиссер Лет дебютировал в 1963 году и с тех пор сделал более 40 картин, многие из которых получили признание по всему миру, а 13-минутная короткометражка «Совершенный человек» (1967) причислена к вершинным достижениям европейского кино 1960-х.
В 1990-е, переселившись на Гаити, Лет снимал крайне редко, впал в депрессию. Выход предложил давний поклонник его таланта Ларс фон Триер, предложив устроить нечто вроде кинематографической игры на тему «Совершенного человека». Зафиксированный на пленку процесс сотрудничества и новые версии классической картины и составили «Пять препятствий».
«Мужчина в поисках эротики» — первая большая работа Лета после «Препятствий». Творческим продюсером выступил Триер, сам фильм снят на триеровской студии «Центропа». Перевод названия неточен: Erotic Man как раз означает «Эротический человек», что перекликается с «Совершенным человеком» (кстати, в одной из сцен мелькает надпись «Несовершенный человек»).
Основной метод Лета — антропология. Он исследует человеческую природу; на сей раз — ее эротическую сторону. Но Лет еще и поэт. Поэтому перед нами — исследование в высшей степени поэтическое. Лет ездит по всему миру, от Филиппин до Франции и от Гаити до Венесуэлы, пытаясь решить определенную им для себя задачу: «структурно оформить эротизм», иными словами — дать речь эротике, найти слова для «эротического человека», который по определению считается лишенным собственного языка и заимствует речь. В этом Лет похож на великого французского культуролога Ролана Барта, который в своей последней книге «Фрагменты речи влюбленного» поставил перед собой сходную задачу.
Erotic Man представляет собой, как всегда у Лета, процесс антропологического исследования, то есть процесс создания фильма. Наблюдаем за блужданиями автора, слушаем его монологи, смотрим кинопробы юных красавиц, молчащих или читающих данный Летом текст, одетых или обнаженных. Эти женщины загадочны, просты, необузданны, замкнуты. По сути, они составляют образ одной, идеальной, вечно ускользающей возлюбленной, которой Лет и посвящает самые вдохновенные свои строки. В этих пробах, во фрагментах запинающейся поэтической речи он в конце концов находит искомое: «ласкать имена, обнимать города и страны» — эротический человек живет не во времени, но в пространстве, в вечном путешествии, сладостном и мучительном.
А в итоге у Лета получился заключенный в раму странствий гимн любви — новая Песнь Песней, печальная, прерывистая, но все так же завораживающая.
Автор благодарит кинотеатр «Киев» за содействие в подготовке рецензии.