«...Мы в третий раз обращаем внимание парламента на ситуацию в нашей отрасли именно потому, что она уже давно стала критической. По результатам каждого следующего исследования аудитории, наши радиокомпании теряют своих слушателей: украинцы не хотят слушать два десятка радиопрограмм, которые нельзя отличить друг от друга. Мы ждем решения этой проблемы уже более четырех лет, и чем больше проходит времени, тем сложнее будет вернуть внимание нашей аудитории после ее решения» (фрагмент открытого письма Верховной Раде Украины от организации, лоббирующей интересы владельцев телерадиоорганизаций в Украине — Независимой ассоциации телерадиовещателей).
Очевидно, их уже достало. А как достало украинских радиослушателей и телезрителей! Именно украинские слушатели справились с тотальной ложью, царящей в отечественном музыкальном радио- и телеэфире. Давно понял украинский народ, что простым «кликом» можно выбрать из более 430 тысяч предложений с ключевыми словами запроса «украинская музыка скачать». Если этого будет мало — «понапевают» «друзья» в социальных сетях. Так украинский люд формирует собственные «плей-листы». Выбирая из тысяч современных и не только украинских фонограмм. У особо продвинутых есть и несколько сотен украинских видеоклипов (и это только созданных за последние три-четыре года). Ведь украинская музыкальная индустрия работает все качественнее и интереснее. Однако именно эти работы украинских исполнителей и авторов названы политиканами «серыми», «некачественными», «неинтересными». Так же, как в 2004 году, нам ставят пластинку: «Музыкальная индустрия недоразвита, не хватает музыкального продукта, который мог бы стать в один качественный ряд с европейским и даже российским». Интересно это звучит, например, на фоне такой цифры: авторское вознаграждение за пользование музыкой платится в Украине 14000 авторам и правообладателям. Представляете, сколько фонограмм и видеограмм попали в украинский эфир и были обнародованы! Но учитывая сумму, которую украинский исполнитель должен заплатить за один показ своего видеоклипа в эфире (200 у.е. «черным» налом), показаны они были всего лишь несколько раз. Замечу также, что пока что ни один из тех, кто об этом говорит, не назвал ни одной песни или исполнителя, которые были бы кем-либо признаны некачественными.
Вполне естественно, что украинский народ удалил из памяти и мобилок координаты радиостанций. И тут вдруг отечественные радио- и телевизионные деятели оглянулись и увидели: а слушателей и телезрителей, оказывается, нет!
И начали давать интервью. И говорить. Об одном и том же: «Спрос порождает предложение». И все было бы ничего, вот только забыли они, что говорят о культурном пространстве Украины. В действительности же в культурных индустриях целого мира давно живут по другим законам. И законы эти диктуют, что делать нужно наоборот: активно формируем спрос и удовлетворяем предложение! «В условиях рынка именно электронные масс-медиа являются основным каналом маркетинговых коммуникаций, — комментирует ситуацию известный украинский музыкант, преподаватель и аналитик Кирилл Стеценко. Актуальные мнения мировых экспертов в современном маркетинге М. Моквы, Дж. Мелило и К. Дугласа сводятся к тому, что главная цель маркетинга искусств — это привлечение определенного количества людей к соответствующей форме контакта с артистом, а исходной задачей является не удовлетворение каких-то потребительских запросов, а побуждение потребителей ознакомиться с произведением и оценить его. Автор академического издания «Маркетинг в сфере культуры и искусств», профессор Высшей экономической школы Монреаля Франсуа Кольбер коротко подытоживает: продукт порождает потребителя!». А в украинском аудиовизуальном пространстве украинским артистам практически полностью перекрыли доступ к эфирам. И, очевидно, само руководство отечественных радио- и телекомпаний не дает сформироваться спросу на Свое. Понятно, почему. Потому что обслуживаются иностранные интересы!
Не исключаю, что ситуация обострилась еще и в связи с тем, что владельцы, наконец, начали требовать от нанятого за солидные деньги руководства эффективной отдачи от вложенных средств. И здесь руководители оказались в довольно пикантной ситуации: ведь признать свою вину многолетним и крайне нецивилизованным менеджментом в аудиовизуальной сфере, основанным на аналогиях с продажей товаров широкого потребления, значит — массировано освободить себя с работы! Выход был найден самый простой: виновато украинское государство, которое пыталось поддержать своих артистов, а также сами украинские артисты!
Все накладывается и на еще один важный фон. Я далек от мысли, что в украинских телерадиоорганизациях работают поголовно непрофессионалы, которые не видят и не знают реальную ситуацию. Видят и понимают! Но о реалиях в стенах радиостанций и телекомпаний могут сообщать исключительно анонимно.
Первая. Нынешняя редакция Закона Украины «О телевидении и радиовещании» содержит позорную норму, которая лишает права специалистов, так называемого второго сорта, — «телерадіопрацівників», принимать участие в реальном влиянии на деятельность телерадиорганизации (дальше — ТРО) путем участия в редакционных советах. А это, как вы понимаете, творческая элита — продюсеры, режиссеры-постановщики, операторы, звукорежиссеры, художники. Редакционные советы — это достаточно серьезные органы, которые могут реально влиять на деятельность работников радио и телевизионщиков. Быть избранными в эти представительские органы могут лишь представители «первого сорта» — телерадиожурналисты. Убежден, что такую позорную норму пролоббировали владельцы ТРО. Дальше случилось то, что случилось. Из ТРО начали стремительно выводить первый сорт — в продакшн-студии и продюсерские центры! ТРО стали практически неподконтрольны в творческом смысле.
Вторая причина. За четверть века в украинской аудиовизуальной профессиональной среде до сих пор не созданы организации специалистов — продюсеров, режиссеров, операторов, звукорежиссеров. Именно на подобных организациях во всем мире лежит ответственность за влияние на творческие и профессиональные аспекты деятельности работников ТВ и радио. Именно на такие организации возложена обязанность защищать интересы профессионального сообщества перед владельцами и руководством ТРО. В нашем государстве, к величайшему сожалению, подобных организаций пока еще нет. В Украине созданы и достаточно шумно действуют лишь организации, которые отстаивают интересы владельцев и руководства ТРО: ИТК — Индустриальный телевизионный комитет (в телевидении), НАМ — Независимая ассоциация языковедов (в ТВ и радиовещании), «Радиокомитет». Именно такие организации, лоббируют зачисление 30 % Сталлоне и обнаженной Шерон Стоун, титрованных или дублируемых на украинском, к национальному продукту, а концерт Rammstein — к многочасовой стопроцентно украиноязычной программе. В придачу — проверять ТРО для выявления грубых нарушений украинского законодательства могут, только предварительно сообщив им об этом за 10 дней. А внезапно проверять по заявлениям, допустим, украинских возмущенных граждан, можно, но... тоже предварительно предупредив за пять дней. И вот здесь обнаруживают, что количество слушателей и зрителей катастрофически уменьшается. И виновато во всем, оказывается, украинское государство. И украинская музыка. А украинские граждане узнают, что это они не хотят слушать свою музыку! Именно поэтому мы надеваем наушники и формируем собственный «плей-лист».