Когда изображенное на полотне идет из глубины сердца, то не суть важно, получил ли художник специальное образование в академиях и высших школах — сущность его творчества составляет жизненный опыт и осмысление в художественных образах бытия как наивысшей экзистенции.
Именно таким художником и является Наталья Кучер. Она родилась в Киеве. Закончила филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко, с 1982 года работала научным сотрудником в Музее М. Рыльского. В Национальном музее литературы начала работать с 1985 года — сначала научным сотрудником, потом на должности ученого секретаря. В настоящий момент Кучер возглавляет «Клуб почитателей украинской модерной литературы», который работает при музее, и полностью отдается художественному творчеству.
Свои работы Наталья Кучер представляет уже в шестой раз (в Музее литературы ее третья персональная выставка). В экспозиции представлено около 50 картин, созданных в последние годы. Преимущественно это пастели, но есть и графические работы, а также много полотен, написанных маслом. Чрезвычайно интересным является цикл пастелей «Старый Киев» («Старый дом на Подоле», «Церковь Святой Екатерины», «Покровский монастырь» и др.). Каждая работа — это обособленный мир, и в то же время частица неделимого реального бытия, но осеняемая тем внутренним светом художницы, что придает картинам глубокое философское содержание. Ее пейзажи, натюрморты с цветами, интерьеры даруют ощущения тепла и чистоты («Весна в Голосеево», «Полевые цветы», «Натюрморт с хризантемами», «Цветы на балконе», «Кухня» и много др.), побуждая задуматься над сущностью и значимостью всего, что нас окружает.
Особенное место в творческой наработке Натальи Кучер занимают портреты. Это отнюдь не случайные люди. Каждый из них важен в жизни художницы. Все они неординарные личности с непростой судьбой — художник Владимир Давыдов, писатель и общественный деятель Гурам Петриашвили, молодой ученый Алексей Синченко и др. Работает художница и над историческими портретами («Казак Мамай»).
Отдельного внимания заслуживает работа «Письмо. Портрет Насти Рябчук». Написана она в ретро-стиле. Особенность его не только в искусно выписанных, четких (почти графика) утонченных чертах просветленного лица юной девушки, которая читает письмо. Этот портрет подчеркивается символикой, воплощенной на картине: на свитке письма, которое в руках у девушки, такие же сакральные знаки, как и на окне (вместо стекла), около которого она стоит. Этот сверток тянется, взвивается к окну, символизируя связь со Вселенной — письмо в Вечность.
— Рисовать я любила с детства, — рассказала «Дню» Наталья КУЧЕР, — но к этому виду творчества обратилась уже в зрелом возрасте (в 42 года). Наверное, так предназначено судьбой: сначала нужно было наработать жизненный опыт, научиться видеть и ценить красоту, а уже потом воплотить все это в художественных образах на полотне. Для меня бесценным является опыт моих учителей. Судьбоносной стала встреча с Верой Крутилиной в ее мастерской. Здесь мои первые пробы кисти поддержал, дал толчок и вдохновение блестящий художник Владимир Давыдов. С большим уважением всегда вспоминаю его светлый образ («Портрет Владимира Давыдова»). Также чрезвычайно благодарна моему учителю, наставнику и советчику, известному художнику и человеку непростой судьбы Рафаэлю Багаутдинову. Хочу вспомнить своих побратимов «по цеху» — Валерия Франчука, Владимира Гарбуза, Людмилу Ковальчук, Веру Крутилину, которые всегда поддерживают мое творческое начало. Вообще, мне везет в жизни на встречи с прекрасными людьми. К сожалению, многие из них уже отошли в вечность — Андрей Кобылкивский, Роман Корогодский, Михайлина Коцюбинская. Они прошли через мою жизнь, обогатив ее и оставив по себе оазисы светлых воспоминаний. Благодарю судьбу, которая привела меня в Музей литературы, за 25 лет ставший мне родным домом, а коллектив — большой семьей, где я сумела раскрыть свои творческие способности.
— С Натальей Кучер и ее творчеством знаком не один год, — признался художник Владимир ГАРБУЗ. — От выставки к выставке талант художницы стремительно растет. Далеко не каждый художник, который закончил академию, имеет такой утонченный эстетический вкус и так владеет техникой, как Наталья. Она всегда в творческом поиске, имеет чрезвычайную способность видеть свет, позитив в ежедневной жизни и воплощать это в своем творчестве. Побывав во многих художественных музеях и галереях Европы, Кучер в совершенстве изучила творчество своих любимых художников — Учелло, Чимабуе, Эль Греко, Гогена, Боннара, Аветисяна, Маневича, Петрицкого, обогатив свое мировоззрение. Она много работает над собой, но все же — ее рукой водит Бог.
— Художница имеет редкий дар нести в серую будничную жизнь красоту и праздник, — подчеркивает искусствовед Анна СНИТКО. — Когда Наталья только начинала работать в Музее литературы, посещая курсы, научилась мастерству Петриковской росписи. Тогда каждый наш работник получил сувенир. Потом Наталья постигла искусство писанкарства и вытынанки, и все желающие имели возможность позаимствовать у нее опыт. Что бы ни делала мастерица — всегда достигала высокого результата, вершины творческого взлета.
— Далеко не каждый в зрелом возрасте имеет смелость и желание, — подчеркнула Галина СОРОКА, генеральный директор Национального музея литературы Украины, — начать в своей жизни новый профессиональный путь и раскрыть еще одну из граней своего «я». Такие выставки помогают пережить тяжелые минуты в жизни, привносят в наши отношения добро, красоту и гармонию. Напившись животворной росы из художественных полотен Натальи Кучер, впитав их свет и тепло, и сам становишься добрее, краше. Здания старого Киева и храмы — это не просто архитектурные памятники, увековеченные на полотнах художницы. Это философски осмысленные духовные святыни, которые побуждают и нас очиститься. А пейзажи и цветы, преисполненные непостижимой обворожительности, призывают замечать и видеть красоту в будничной жизни, делать наш мир лучшим, более человечным...