27 февраля на канале Discovery состоялась премьера документального фильма «WikiLeaks: война, ложь и видеокассета», лента «Социальная сеть» режиссера Девиза Финчера получила не только колоссальную известность, но и самые престижные и самые известные кинопремии, аналитики всего мира пытаются осмыслить роль социальных сетей в арабских революциях, а среди победителей World Press Photo — серия снимков, где изображены люди, фотографирующие себя для социальных сетей, а также портрет Джулиана Ассанжа. Поэтому важно понять, какое настроение господствует в украинских социальных сетях, ведь для некоторых они являются «объектом поклонения», в первую очередь, это — инструмент, «начинка» которого (как и в случае с традиционными медиа) зависит от намерений тех, кто ими пользуется.
Питер Бомонт, журналист The Guardian, рассказывая о роли социальных сетей в арабских революциях, вспоминает, — «Своеобразным олицетворением массовых выступлений на Ближнем Востоке и в Северной Африке стал образ молодого мужчины или женщины со смартфоном в руке... Чаще всего говорят о том, что это революции, порожденные медиа, инспирированные Wikileaks, фейсбуком и твитером». В ответ таким версиям появился целый ряд заметок на тему «твитер-не-может-свергнуть-диктатора» (как их назвал американский медиааналитик Джей Розен). Авторы этих статей считают, что революции, прежде всего, делают люди, а не социальные сети.
Еще одним свидетельством того, что мы пытаемся понять феномен социальных сетей, осмыслить их значение в новейшей истории является лента «Социальная сеть» (The Social Network, 2010). Это фильм о создании самой популярной в мире социальной сети Facebook, снятого по книге Бена Мезриха «Случайные миллионеры: Создание Facebook, Сказка о сексе, Деньги, Гений и Измена» (2009). Он стал настоящим событием нынешнего киносезона. Фильм получил премии от Британской академии, Премию лондонского союза кинокритиков, Writers Guild Award. Лента была номинирована на премию «Золотой глобус» в шести номинациях, из которых получила победу в четырех, в том числе как «лучший фильм-драма».
На самую престижную поп-кинопремию года «Оскар» фильм номинировался восемь раз и получил победу за лучший монтаж и лучший адаптированный сценарий. Впрочем, с точки зрения осмысления самих социальных сетей, важной является не столько лента и книжка, по которой она экранизировалась, сколько общественный резонанс, вызванный The Social Network. Критики говорили о том, что фильм затронул давно накопленные проблемы. Сетевая интерактивность меняет наше восприятие самих себя. Целое поколение подростков в США выросло на «Фейсбуке», их опыт общения выходит за рамки традиционных этических качеств. Питер Треверс (журнал Rolling Stone) объявил «Социальную сеть» выдающимся фильмом последнего десятилетия и подчеркнул типичность (для современного поколения) «образа одинокого Марка, который сидит перед мерцающим экраном и делает вид, будто он не одинок». Одобрительные отзывы получила лента и от New York Times. Однако писательница Зеди Смит в своей статье в The New York Review of Books подчеркивает, что тип главного героя фильма скоро отойдет в прошлое: «Не могу себе представить жизнь без компьютера, но полностью могу себе представить время, когда Facebook покажется нам таким же бессмысленным пережитком, как и Livejournal» — делает вывод автор, вспоминая смешок в зрительном зале при упоминании ранней блог-платформы Livejournal (которая и сейчас остается популярной в постсоветском пространстве). Так или иначе, споры вокруг фильма, которые сначала касались достоверности истории, а затем спровоцировали дебаты относительно «Фейсбука», онлайн-бизнеса, дружбы были более информативными и более приспособленными к действительности, чем, собственно, «Социальная сеть». Образ Цукерберга «мифологизировали» до такой степени, что он стал человеком года по версии Time... В этой сфере и в самом деле накопилось немало вопросов, которые стоило бы осмыслить, и успех фильма, бесспорно, это доказывает.
Общественную роль другого «гиганта» социальных сетей — Twitter — также сложно преувеличить. В Великобритании, например, «твиты» признали публичной информацией. Акаунты имеют уважаемые должностные лица и общественные деятели, популярные музыкальные исполнители и телеведущие. Микроблоги ведут Юлия Тимошенко и Виктор Янукович, президент России Дмитрий Медведев. Если говорить не только о пиар-потенциале, а об общественной выгоде, то многие общественные инициативы были поддержаны, в частности, благодаря популярной у нас сети Livejournal. Информация о флешмоб-акциях, которые организовывали, чтобы выразить свой протест относительно вырубки парка в Харькове, распространялась именно благодаря онлайн-дневникам и соцсетям. Как социальные сети могут повлиять на украинское общество? Как они вписываются в украинское информационное пространство? Конечно, это тема отдельной большой дискуссии.
По просьбе «Дня» несколько мнений на этот счет высказала преподаватель кафедры политологии Киево-Могилянской академии и бывшая активистка движения «Сохраним старый Киев» Инна СОВСУН:
— С одной стороны, социальные сети помогают координировать людей, с другой — они не могут заменить личного общения. Потратив несколько минут, можно подписать определенную петицию и таким образом приобщиться к общественным инициативам. Однако, одно дело, если вы идете на митинг, узнав о нем из интернета, а совсем другое — если вы лично знаете людей, которых поддерживаете. Одно дело — симпатии в «Фейсбуке», другое дело — собранное «в реале» общество. Некоторые силы в нашей стране координируются и без помощи интернета, а в сети просто выкладывают информацию о себе.