Как и ранее в случае с Таможенным союзом, Россия вновь закладывает «мины» неравноправных отношений под формирующееся Единое экономическое пространство (ЕЭП) с ближайшими соседями и партнерами. В качестве одного из основных внешнеполитических козырей сегодняшняя Россия активно использует якобы достигнутый прорыв во взаимоотношениях с наиболее близкими партнерами по СНГ, завершившийся созданием Единого экономического пространства (ЕЭП). Казалось бы, действительно, с подписанием в начале последнего месяца минувшего года в Москве президентами России, Беларуси и Казахстана большого пакета документов, составляющих нормативно-правовую базу ЕЭП трех стран, прежние проблемы во взаимоотношениях между ближайшими — по крайней мере, формально — партнерами можно считать остающимися в прошлом. Однако же с российской стороны в отношения с союзниками и здесь была внесена солидная «ложка дегтя». Как и годом ранее, «под занавес» 2009 года, в случае с Таможенным союзом, так и на рубеже 2010 — 2011 годов под ЕЭП заложена настоящая «мина» неравноправных отношений, и если ее вовремя не обезвредить, она способна в любое время «сдетонировать».
Дело вновь касается пошлин на поставляемую в Беларусь российскую нефть. Еще в декабре 2009 года все думающие россияне поражались, когда от Минска вдруг потребовали согласиться с произвольно, непонятно по какой методике произведенными в Москве расчетами, из которых следовало, что отныне поставляемую согласно имеющимся межгосударственным договоренностям в Беларусь нефть надо делить на две части. При этом меньшая часть, предназначенная (согласно российской трактовке) «для внутреннего потребления» соседей, поставлялась бы через границу беспошлинно, зато другая — значительно большая — часть облагалась бы, в полном противоречии с принципами Таможенного союза, 100% пошлиной. Обосновывалось это беспрецедентное требование тем, что Беларусь-де использует вторую часть нефти для переработки на собственных заводах, после чего в виде высокооктанового топлива экспортирует «с выгодой для себя».
Сама постановка вопроса о каком-то «разделении» любого товара на некие «части» — для «внутреннего» и «внешнего» пользования — абсолютно абсурдна и в корне противоречит всей логике развития отношений внутри Таможенного союза, который как раз и создавался для торговли без каких-либо ограничений; при этом естественное право любого покупателя — поступать с купленным товаром так, как ему заблагорассудится: сразу потреблять, закладывать в хранилище или перерабатывать в своих интересах. Если сама Россия, потакая аппетитам сырьевых олигархов и насквозь коррумпированных чиновников, гонит на экспорт все большие количества необработанной нефти, то это ее личное дело, но почему Беларусь не может распоряжаться закупаемой в условиях Таможенного союза нефтью, глубоко перерабатывая ее на своих прекрасно оснащенных и модернизированных заводах? Кстати, если уж Россия желает получать дополнительную прибыль от собственной экспортируемой нефти, но не имеет у себя достаточных перерабатывающих мощностей для превращения ее в бензин и керосин, то кто мешает ей уже давно инициировать заключение большого кооперационного соглашения с соседней Беларусью? Принцип прост: мы вам — дополнительные объемы нефти, вы нам — часть произведенного из нее высокооктанового топлива. По таким схемам сотрудничают десятки стран мира, но, видимо, для России подобный опыт — не аргумент и не указ.
Вместо этого, как все помнят, под самый Новый 2010 год последовало грубое давление на партнера, вследствие чего, вполне естественно, возник абсолютно прогнозируемый конфликт. Потребовалось несколько туров российско-белорусских переговоров, чтобы ситуация оказалась временно урегулированной. Именно временно, поскольку всем было понятно, что не может быть никакого Таможенного союза в условиях двойных стандартов. Это когда, скажем, Россия минувшим летом, столкнувшись с неурожаем гречихи, настаивала на своем праве — именно ссылаясь на правила Таможенного союза — закупать гречневую крупу у белорусских соседей без каких-либо ограничений и ценовых надбавок, но одновременно при этом продолжала настаивать на своем праве поставлять в Беларусь нефть с ограничениями и при этом залезать к ней в карман. Подобное поведение, вполне естественно, продуцировало бы все новые и новые конфликты.
Между тем, вплотную встал вопрос о подписании соглашений по ЕЭП, которое вообще-то представляет собой шаг вперед по сравнению с Таможенным союзом и предполагает свободное передвижение через границы уже не только товаров, но и капиталов, и рабочей силы по всей территории трех государств. Проблема нефтяных пошлин выглядела в этом контексте вообще дикостью, и в ходе переговоров вопрос вроде бы удалось уладить — но как? Выясняется, что Россия отказалась от взимания пошлин именно на нефть, но вовсе не от пресловутого принципа разделения ее на все те же «две части». Теперь через внутреннюю границу России и Беларуси сама нефть должна поставляться беспошлинно, но на внешней границе Беларуси нефтепродукты, произведенные из все той же «второй части» ввезенной из России нефти, будут отслеживаться и облагаться 100% пошлиной, которая вся должна будет перечисляться в российский бюджет.
Получается, не мытьем, так катаньем Беларусь опять заставляют дважды платить за товар — на этот раз уже в рамках конструкции, громко именуемой Единым экономическим пространством. И опять-таки никаких ответных для себя ограничений — ни по какому виду белорусских товаров — Россия не предусматривает: свобода перемещения и использования товаров в этом случае применяется без всяких изъятий. Получается, равенства партнеров опять нет? Так что же, неужели и очередной год пройдет под знаком действия двойных стандартов?..
И главное: если страна, претендующая на то, чтобы называться «великой», всячески норовит «по мелкому» обобрать даже ближайших союзников, то чего от нее можно ожидать всем другим государствам?..