Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В Украине не чувствуется вес слова ребенка...»

Комитет ООН о соблюдении прав самых маленьких граждан
8 февраля, 2011 - 19:48
ПРИСЛУШАЙТЕСЬ! / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно Украина в четвертый раз отчиталась Комитету ООН по правам ребенка о положении детей у нас, о соблюдении их прав. Напомним, что 20 лет назад государство приняло Конвенцию ООН о правах ребенка, чем обязалось ее выполнять. В этом году правительственная делегация состояла из специалистов Государственного департамента усыновления и защиты прав детей, Министерства юстиции, Министерства образования и науки, молодежи и спорта, Министерства здравоохранения и других ведомств, включая силовые. Однако отчитаться об «экзамене» теперь выразили желание только представители общественных организаций, которые тоже принимали участие в презентации отчета.

По информации Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей», в состав комитета ООН по правам ребенка входят представители 16 стран, в частности, Китая, Италии, Таиланда, Германии, Чили, Швейцарии, Перу, которые хорошо осведомлены о наших реалиях, об обстоятельствах, в которых живут дети. Они проинформированы, что, в частности, детская популяция у нас уменьшается, при этом растет количество детей-инвалидов; что дети все больше болеют (на 1 тысячу — 1394 случая) и все меньше рождается здоровых младенцев, что у нас очень распространено насилие в семьях, что следствием неурядиц в семьях является самый высокий в Европе уровень алкоголизации молодежи, что, в конечном итоге, свои проблемы семьи решают один на один — социальная поддержка не является привычной практикой, как в Европе.

НУЖНО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ КАРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ К ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ

Что касается непосредственно самих детей, то чуть ли не самым большим стыдом для Украины было слышать о том, что у нас очень распространено физическое насилие.

— Мы привыкли к тому, что мама на улице пинает своего ребенка, что маленького ребенка обижают — это то, что много стран уже пережило и забыло, а у нас все это есть. Предостережение комитета очень настойчиво: оно касалось отношений в наших с вами обычных семьях. У нас есть 150 статья Семейного кодекса, которая четко говорит, что физические наказания запрещены. Статья действует уже пять лет, но кто об этом знает? Кто это учитывает? — говорит сопредседатель Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей» Людмила Волынец. — Ведь от этого пинка на улице до того, что ребенок может попасть в травматологию, путь — не очень большой. К сожалению. И если мы сегодня говорим о крайних формах нарушения прав ребенка, то они есть и тогда, когда мы проходим мимо ребенка, плачущего на улице, потому что мама его наказала. Об этом было сказано чрезвычайно жестко. Думай, Украина, как изменять сознание!

Также большое внимание международные эксперты уделили поддержке семей, особенно тех, которые пребывают в кризисе или не имеют достаточно средств к существованию и тому подобное.

Они проанализировали национальное законодательство Украины по вопросам поддержки семьи и пришли к выводу, что в Украине в законодательстве есть очень много норм, которые обязывают родителей к чему-то. Например — что родители в течение короткого срока должны зарегистрировать факт рождения ребенка. И есть норма, когда за нарушение этого срока на родителей налагается штраф в размере трех минимальных зарплат.

— Нам указали: где социальная работа между поручением и наказанием, где поддержка семьи государством, где социальный работник, создающий мотив в этой семье?.. — рассказала Людмила Волынец. — Были вопросы относительно изменения процедуры лишения родительских прав — планирует ли Украина это делать. Потому что, в настоящее время, есть законодательная норма, что родители обязаны воспитывать ребенка, учить и так далее. Дальше закон пишет: если они этого не выполняют, то могут быть лишены родительских прав. Вопрос из комитета: назовите социальную поддержку, которая идет семье, между поручением правительству и, если хотите — наказанием государства. Это вопрос не новый для нас, есть определенное осознание этого на правительственном уровне, но, действительно, в настоящее время, нужно изменять философию.

Также международные эксперты обратили внимание, что только финансовая поддержка не решает вопрос семьи и очень часто кроме нее, семья нуждается в профессиональной поддержке (конфликт между детьми в школе, конфликт родительско-детский). Поэтому речь шла о том, чтобы к финансовой помощи прибавить социальную, особенно — кризисным семьям. И нам еще посоветовали работать на то, чтобы забирать ребенка из семьи в крайних случаях (перед тем оказав социальную помощь, являющуюся своего рода «посредником»).

Также, по словам ведущих экспертов Украины по вопросам защиты детей, много критики и замечаний украинская делегация услышала в связи с тем, что брачный возраст у нас до сих пор не одинаков (у девушек — 17, мальчиков — 18). Комитет воспринимает это как дискриминацию. Также специалисты ООН развернули острую дискуссию по поводу права детей выражать свою точку зрения. Они заметили, что в Украине «не чувствуется вес слова ребенка». По словам Татьяны Кондратюк, много говорилось об одной из основных проблем для родителей, воспитывающих дошкольников — детские сады.

— В течение 1990—2004 годов сеть дошкольных учреждений сократилась на 39%. Лишь с 2005 года у нас начался постепенный рост количества заведений, которое составляет на конец 2009 года только 63% того, что было в 1990 году, — заметила Татьяна Кондратюк.

Также критика прозвучала относительно недостаточного пропагандирования грудного выкармливания и большой распространенности рекламы молочных детских смесей; относительно того, что семьи, у которых есть больные ВИЧ-СПИДом, страдают от нехватки антиретровирусных препаратов; что плохо ведется работа по поддержке детей-беженцев, что общественным организациям по вопросам защиты прав ребенка государство делегирует мало полномочий.

ПОЗИТИВ В ТЕНДЕНЦИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО УСЫНОВЛЕНИЯ И СОЗДАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Положительно международные эксперты оценили работу, которую государство проводит в сфере усыновления детей и работы с матерями, которые выразили желание отказаться от ребенка. В Украине уже существует 14 центров матери и ребенка (где женщина, которая раньше выразила желание отказаться от ребенка и с которой поработали специалисты, устанавливая, в действительности ли она не сможет воспитывать ребенка, живет с ним до исполнения ребенку 1,5 года).

— Положительно в комитете оценили создание единой базы на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. И, все-таки, было сказано, что эту работу нужно продолжать, что нужно составить реестр детей, находящихся в кризисных ситуациях, а также — реестр детей-инвалидов (ежегодно их количество в Украине растет — сейчас их насчитывается 169 тысяч). Посоветовали нам нарабатывать новые нормы относительно защиты детей-инвалидов и создавать условия, чтобы эти дети не были обречены на жизнь в интернате, если возникают проблемы с родительской функцией, — сказала Людмила Волынец. — Еще позитив — что в Украине выросло национальное усыновление, практика семейных форм воспитания, и тут же нам говорят: «Объясните пожалуйста, почему не ратифицирована Гаагская конвенция по вопросам межгосударственного усыновления?» Мне чрезвычайно приятно сообщить вам, что позиция в государстве изменилась. Президент в декабре подал Гаагскую конвенцию на ратификацию в ВР.

При этом пани Волынец, бывший директор Государственного департамента по вопросам усыновления и защиты детей, удивляется, что происходит фактическая ликвидация самого департамента по усыновлению, который должен непосредственно выполнять Гаагскую конвенцию. — Еще один наш болезненный вопрос — интернаты. Комитет ООН компромиссов не видит: максимум детей должны быть выведены из интернатов в альтернативные формы семей. У нас же в последнее время заговорили об интернатах, в частности, и премьер-министр Николай Азаров («День» писал в июне 2010 года). Кстати, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых принципов детей сирот...», ребенок устраивается в интернат в крайнем случае и только временно.

В ближайшее время, в Украину поступят рекомендации Комитета ООН по правам ребенка. Очевидно, что часть из них будет касаться перечисленных в этой статье проблем, и Украина должна будет принимать меры для «исправления». Но что бы ни планировалось, невозможно проводить систематическую обстоятельную работу без финансирования, считают отечественные специалисты, а еще — без подготовленных кадров.

— Все рекомендации комитета, а они в ближайшее время поступят в Украину, должны исполняться тем же Департаментом усыновления и защиты прав ребенка, службой по делам детей и центрами социальных служб. И я хочу выразить обеспокоенность: если эти структуры будут некорректно деформированы, а они и так работают на грани кадрового обеспечения, — мы можем подвергнуться очень негативным тенденциям. Когда в 2005 году в службах по делам детей по всей Украине работало 1200 работников, мы имели почти 40 тысяч беспризорных и безнадзорных детей в государстве. Когда в настоящее время работает пять тысяч, мы уже беспризорности не имеем. И в приютах — не 40 тысяч детей, а 12 тысяч. Когда есть те на местах, кто занимается детьми, то мы можем надеяться на результат, — замечает председатель «Службы защиты детей».

Не нужно забывать и об общегосударственной программе «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка» на период до 2016 года». Нам осталось пять лет и какие задачи нужно выполнить? Так, до 2016 года обеспечить усыновление 25% детей-сирот и детей; лишенных родительской опеки, увеличить уровень устройства детей-сирот в дома семейного типа и приемные семьи до 2016 года — до 80%; до 2016 года уменьшить количество безнадзорных детей на 95%; обеспечить до 2016 года за счет средств государственного бюджета лекарственными средствами для лечения ВИЧ-СПИДа не меньше чем 90% детей. Относительно специалистов, которые будут работать с детьми, в законе написано так: «Подготовка специалистов социальной сферы, в частности, до 2016 года — не менее чем 90% по активизации участия территориальной общественности в защите прав детей». Кто же будет выполнять эту действительно необходимую и благородную работу — без финансирования и без специалистов?

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ