Ожидалось, что события в Тунисе и Египте вызовут эффекту домино: пожар выступлений против авторитарных режимов вот-вот распространится практически по всем странам Ближнего и Среднего Востока. Демонстрации в Йемене, готовились они и в Сирии, недовольные стали собираться на площадях иорданской столицы Аммана, студенты требовали реформ в Судане. Конечно, основное внимание было привлечено к Египту, и после миллионных демонстраций на площади Тахрир в Каире многие считали часы до падения президента Мубарака. Но coup d’Etat на берегах Нила, в отличие от Тунисского залива, не произошло. Президент Мубарак выиграл время и заручился поддержкой армии и силовых структур. Уже самые радикальные оппозиционеры из организации «Братья-мусульмане» согласились на переговоры с властями. Многотысячные демонстрации еще будут, но уже ничего не изменится. Это не революция и даже не государственный переворот, а торговля за места во власти. Как говорится, другая опера.
И, тем не менее, об эффекте домино в определенном смысле говорить можно. Президент Сирии Башар Асад успел подготовиться к выступлениям оппозиции, но согласен пойти на определенные уступки. Практически во всех арабских странах, за исключением эмиратов Персидского залива, сейчас лихорадочно готовятся к переговорам с оппозицией, где-то отказываются от повышения цен и даже обещают послабления в области свободы слова и некоторой демократизации. Несомненно, что на такие шаги их подвигли события в Тунисе и Египте.
Судя по многотысячным демонстрациям в Сербии и Албании, домино арабских событий распространилось и на другие регионы. Раньше других понял это такой многоопытный политик, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И надо отдать ему должное, ждать большого дифферента своей власти не стал. Был тщательно подготовлен в виде пропагандистской многоходовки референдум о присвоении ему пожизненного звания элбасы — лидера нации. Причем послушный парламент 14 июня 2010 года принял соответствующие поправки к конституции. Теперь с ним по закону обязательно нужно согласовывать «инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики». Но Нурсултан Назарбаев изменил бы себе, если бы просто подписал такой закон. Сделать это он отказался, формально не вернул его в парламент, и закон автоматически вступил в силу. Кого хотели обмануть? Похоже, что самих себя.
Впрочем, это стиль Назарбаева. Он должен был прилететь в Беловежскую Пущу, но не долетел. А когда соответствующий документ там был подписан, то именно в Алма-Ате под историей СССР была подведена жирная черта.
Не давали Назарбаеву покоя лавры Дэн Сяопина. Владимир Путин звания национального лидера в основном законе России закреплять пока не стал, удовлетворившись таковым де-факто. Что не исключает приведение российской конституции в соответствие с реальностью в будущем — возможно, ближайшем.
Осторожный казахстанский президент понял, что после Туниса и Египта такой своего рода республиканский монархизм чреват непредвиденными последствиями. Поэтому такой же послушный конституционный суд в аварийном порядке принимает решение, что проведение референдума по продлению полномочий Назарбаева до 2020 года не соответствует конституции. Народ собирал подписи, слезно уговаривал, за ним депутаты соревновались в декларациях обожания и преданности, но президент стоял, как скала, и на нарушение конституции не пошел.
С исключительной оперативностью президент Казахстана подписал указ о назначении внеочередных выборов главы государства. Они состоятся 3 апреля 2011 года. Указ опубликован в газетах и вступил в действие. Вообще-то нужно было внести соответствующий законопроект в парламент и только после его утверждения издавать указ. Но эти юридические нестыковки с точки зрения элбасы — мелочи. Главное — не нарушать конституцию, а законы поменьше — вполне можно. На благо же. Как сказал политолог Евгений Минченко, «казахстанское право очень либерально по отношению к действующему президенту». Налицо спешка, если не сказать больше. И этому есть вполне понятные объяснения как внешнего, так и внутреннего характера.
Во-первых, очередные выборы должны были пройти только через два года. По инициативе Назарбаева президентский срок был сокращен с семи до пяти лет. Но это касалось только президента, который был бы избран по новому закону. Нынешнему президенту никто сокращать срок его полномочий не собирался. Тем не менее, в свете последних событий никто не может поручиться, что обстановка в стране и мире будут достаточно спокойная и благоприятная для кандидата власти. В Египте на последних выборах за Мубарака проголосовало почти 90%, что не помешало очень многим выйти на главную площадь Каира с требованием его отставки. И это как минимум. Судя по тому, что некоторым министрам и функционерам правящей партии запретили покидать страну, все возможно и в самом ближайшем будущем следует ожидать гораздо большего. Так что в Астане нужно ковать железо, пока не остыло.
Во-вторых. Скоротечная предвыборная кампания делает Назарбаева безальтернативным. Его окружение этого не скрывает. Впрочем, как и применение административного ресурса. По словам советника президента Ермухамета Ертысбаева, на предстоящих выборах «10—12 кандидатов выдвинется, а до регистрации дойдут максимум пять». Политические и избирательные расклады он обозначил довольно точно. Говоря о шансах оппозиции, он заметил: «Серьезная предвыборная стратегия выстраивается не за несколько месяцев. Ее оппозиции надо было начать строить с 4 декабря 2005 года, когда стал известен результат на предыдущих президентских выборах. Вся оппозиция должна была сделать выводы и реально объединиться. Но прошло более пяти лет, и ничего подобного не произошло. Поэтому в эти два месяца они не смогут сделать того, что должны были сделать за пять прошедших лет... Это все прекрасно понимают — и прежде всего сама оппозиция». И далее следует прогноз результатов, скорее всего — и задание отвечающим за это чиновникам: «Я убежден, что глава государства наберет более 90%». По мнению Ертысбаева, у оппозиции нет абсолютно никаких шансов. Такой близкий срок выборов назначен для того, чтобы никто больше не успел подготовиться к выборам, «это стандартная технология», поясняет политолог Евгений Минченко.
В-третьих. Египетский и тунисский опыт показали, что спасение режима — в разобщенности оппозиции. При этом конкретные персоналии могут быть принесены в жертву, как гроссмейстер жертвует легкой фигурой для перехвата инициативы и выигрыша в темпе. Одной из причин устойчивости режима Мубарака является несогласованность действий различных групп оппозиционеров, отсутствие общей тактики и стратегии действий. Это дало возможность египетскому президенту выиграть время, заставить оппозиционеров зря израсходовать ресурсы. Отсутствие быстрого успеха, разгул мародеров вызвали некоторое разочарование населения и в толпе на площади.
Именно такой тактики будет придерживаться и Назарбаев. Оппозиционеры против него не объединятся, скорее всего, в очередной раз переругаются и тем самым снова дискредитируют себя в глазах избирателей. Уровень доверия к ним опустится еще ниже. И здесь есть еще одна цель у власти, кроме получения непосредственного результата: после очередного сокрушительного поражения оппозиция долго будет собирать и склеивать кости. Ей будет не до призывов людей на площади для протестов.
Кроме того, существует миф, что людей выводит на улицы и площади ухудшение экономического положения, рост цен и т.д. И это вроде бы и создает революционную ситуацию. Этот фактор присутствует, но действует совсем не так прямолинейно. ВВП на душу населения в Тунисе 9 488 долларов, в Египте — 6 367, чуть больше, чем в Украине, в Мавритании — 2099, в Судане — 2 466. В первых двух волнения — в двух последних достаточно спокойно. Настолько, что президент Судана Омар аль-Башир в разгар миллионных демонстраций в Каире поехал в Эфиопию на двухдневный саммит Африканского союза. И также спокойно вернулся в страну. При этом цены на бензин и продукты питания в Судане были повышены на 40%, и президент категорически отказался даже рассматривать их возможное снижение. Характерно, что на немногочисленных демонстрациях студентов в столице Хартуме никто антиправительственных лозунгов не нес и не выкрикивал.
Возвращаясь к Казахстану, следует отметить, что главной проблемой там является не экономическое положение, а коррупция и авторитаризм. Вот здесь — самая серьезная опасность для режима Назарбаева. Ее нужно решать, дать стране экономическую свободу и закрепить ее политической. Судя по всему, как раз этого никто не собирается делать. Наоборот, очередным избранием с результатами по советскому образцу предполагается закрепить статус-кво. Или усилить давление на оппозицию.
Представляется, что именно в этом будет главный просчет. Останется Мубарак у власти до сентября, уйдет ли в отставку раньше, по большому счету не имеет существенного значения. В Египте произойдет существенная перегруппировка властной элиты. Не только персональная, но и организационная. Пойти на имитацию перемен власть уже просто не сможет. Если сейчас оппозиция разобщена и в ней нет настоящих лидеров, то никто не гарантирует, что все это не изменится. Буйных может появиться достаточно много — и среди них появятся серьезные и авторитетные вожаки. Похоже, что никто во власти Казахстана, России и Украины такую возможность всерьез не рассматривает. И совершенно напрасно.
Улучшать экономическое положение страны нужно, хотя на пространстве СНГ такое не очень получается, может, за исключением Грузии и Азербайджана. Но вспомним, что Майдан-2004 произошел в период экономического подъема. И главными на нем были не экономические, а политические лозунги и требования. В Египте и Тунисе последние тоже превалировали. Люди требовали реформ, а им предлагали и продолжают предлагать их имитацию. Такое впечатление, что и следующий майдан уроком для власти не стал. Неужели кто-то на властных киевских холмах думает, что предприниматели не понимают, что их обманули? Пока в Харькове и в ряде других городов с протестами собралось не очень много народу, но большой пожар начинается с маленького огонька. А народная мудрость советует: искру туши до пожара, напасть отводи до удара. Похоже, что никто об этом не думает: надеются, что кривая вывезет и как-то пронесет.
По-видимому, только король Иордании серьезно озаботился диалогом с оппозицией для обсуждения реформирования страны. Назарбаев же решил закрепить свою власть через досрочные выборы и с оппозицией и дальше не считаться. Так же действует российская и украинская власть. Ждут своих майданов или площади Тахрир?..