Голосование за изменение Конституции оставило неприятное послевкусие. Оппозиционеры готовят обращение в Конституционный Суд, но при этом сами понимают бесперспективность своей затеи. «Это группа политических романтиков, которые считают, что после обращения в КСУ что-то там произойдёт. Я не принадлежу к таким романтикам, у меня другое мнение по этому поводу», — отметил Николай Томенко.
Впрочем, главным ньюсмейкером вчера стал депутат Арьев, который на своей странице в «Facebook» сообщил, что когда в парламенте проходило голосование, он находился в США со своей карточкой для голосования, — однако его голос оказался в списке проголосовавших «за». В качестве доказательства Арьев выложил фотографию: он с собственной карточкой в руках возле терминала авиакомпании «Delta» в аэропорту города Вашингтон. «Буду инициировать внутреннее расследование в Верховной Раде. Такой наглой фальсификации еще не было», — написал он у себя на «стене».
Глава регламентного комитета Владимир Макеенко отнесся к этому заявлению более чем скептически. Мол, у многих депутатов есть дубликаты карточек. Одну карточку оставил в Киеве, другую взял с собой в США.
— Моя версия, что это PR-технология: все знают и понимают, за что голосовали и как голосовали. Если бы Арьев был с этим не согласен, то, поверьте мне, еще бы во вторник в регламентном комитете было бы зарегистрировано его заявление «Прошу мое голосование считать недействительным...», — объяснил Макеенко.
Еще одним «героем» дня стал экс-бютовец Анатолий Семинога. Как уже писал «День», глава киевской организации «Батькивщины» совершенно неожиданно оказался в семерке «отступников». Сам Анатолий Иванович всячески старался демонстрировать невозмутимость, но предательская растерянность в глазах сводила на нет его усилия.
— Общество к этим выборам совсем не готово, — оправдывался он, — выборы в 2012-м — это необходимость и реальность, которая есть.
— Анатолий Иванович, говорят, что бизнес вашего брата «под колпаком» у правоохранительных органов. На вас оказывали давление — и вы просто были вынуждены проголосовать.
— Я тоже слышал такой тезис. Сегодня на весь бизнес идет давление, и на наш в том числе. Но не больше и не меньше, чем на другие коммерческие структуры. И это никак не связано с моим голосованием. Я в политике 10 лет, и 10 лет в Блоке Юлии Тимошенко, — и все это годы было давление. И при Кучме, и при Ющенко (даже больше, чем сегодня). Но мы всегда решали эти вопросы сами и никогда не вмешивали сюда политику.
— Но, тем не менее, вас исключили из фракции.
— Я думаю, что это ошибочная реакция. Я такого не ожидал. Думаю, что человек, который проработал во фракции 10 лет, имеет право на свою позицию, — пожал плечами Семинога.
Но на самом деле уже не столь существенно важно, какие были мотивы у Семиноги и как проголосовала карточка Арьева. Дело сделано — Партия регионов продемонстрировала, что способна собирать конституционное большинство, а парламентарии продлили себе счастливую депутатскую жизнь аж до осени 2012 года.
Ведь кому нужны выборы? Пожалуй, кроме Тимошенко и Луценко, которым позарез нужна депутатская неприкосновенность, да Тягнибока, который впервые получил шанс преодолеть 3-процентный барьер, — больше никому. Даже бютовцам они, по большому счету, не нужны.
И еще один важный момент. Это голосование уже в который раз подтвердило, что Верховная Рада у нас есть, а представительского органа — нет. Потому что люди, которые собрались под куполом на Грушевского, уже давно не представляют весь спектр политических предпочтений украинского избирателя.
Мы попросили экспертов «Дня» прокомментировать решение депутатов о продлении срока полномочий Верховной Рады.
КОММЕНТАРИИ
Петр БОЯРЧУК, писатель, заслуженный журналист Украины, лауреат Волынской областной литературной премии имени Агатангела Крымского:
— На меня репортаж о сессии Верховной Рады, на которой были приняты эти изменения к Конституции, произвел абсолютно гнетущее впечатление. Особенно фраза Литвина о том, что критика, мол, — рабская привычка... Это, извините, выходит, что, в частности, и его нужно только хвалить, а анализировать решения власти никто не имеет права? Нас возвращают даже не во времена Кучмы, когда журналистам затыкали рты как угодно, часто нечестными методами, а во времена Союза, когда пресса не могла критиковать никого из старших, кроме колхозного бригадира. Ходило даже шутливое стихотворение: «Критикнула голову — критика ж не сварка. Вчора була завфермою — сьогодні свинарка». Принятые изменения к Конституции еще раз показали, что в нашем государстве верхи думают о своем, ближе к своему телу, но не о государстве и не о народе. Еще неделю-две назад наши так называемые оппозиционеры и патриоты распинались против этих изменений. А на деле проголосовали, несмотря на задекларированные политические предпочтения, за продление своего депутатского срока. Ведь если бы эти изменения не были внесены, мы должны были бы переизбирать их уже в этом году. Для меня этот факт свидетельствует о том, что гражданское сознание украинского общества, несмотря на чины и регалии, еще слишком низко.
Алла ЧЕРНИЙ, кандидат политических наук:
— Проведение парламентских выборов в 2012 году выгодно провластной политической силе. Поскольку уже сейчас очевидно, что конфигурация партий изменится. Оппозиция не наберет большинства. В сущности, сегодня конкурировать с Партией регионов на паритетных принципах не имеет возможности ни одна политическая сила. Такие изменения к Конституции были вполне ожидаемыми. Для оппозиции, конечно, было бы выгоднее, чтобы парламентские выборы прошли в 2011-м. На пике реформ дивиденды достались бы БЮТ. Судя по местным выборам, это сыграло бы на пользу и «Свободе», которая забрала бы часть электората «Нашей Украины».
Такие изменения к Конституции свидетельствуют о том, что в Украине формируется так называемый демократический централизм. Он предполагает формирование политической вертикали, когда есть одна партия, которая принимает решения и берет на себя за это ответственность. При стабильной экономической ситуации это была бы неплохая альтернатива. Но поскольку ни экономическая, ни социальная, ни образовательно-культурная сферы нормально не функционируют, то такая ситуация приведет к еще большей нагрузке на подсистемы. Поэтому реформы неминуемы.
Владимир ПРИТУЛА, руководитель комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму:
— Внесение изменений к Конституции и распространение ее действия на нынешнего Президента и на нынешний состав парламента являются узурпацией власти. Избиратели — единственный источник власти — не предоставляли этих сроков и этих полномочий именно этому Президенту и именно этим депутатам.
Когда проводились выборы, полномочия парламента были «сильными», именно парламент тогда формировал коалицию и правительство, и именно под такие задачи избиратели делегировали в Верховную Раду этот состав депутатов. Если бы тогда парламент был «слабым», как сейчас, то, весьма вероятно, что избиратели делегировали бы туда совсем другие партии и других мажоритарщиков.
Когда проводились выборы президента, согласно тогдашним полномочиям, эта должность была «слабой», и избиратели, весьма вероятно, делегировали бы туда не Януковича, а другого политика. Многие из них вовсе не хотели делегировать Виктору Януковичу те полномочия, которые характерны для «сильного» президента и которые он присвоил себе сам уже после выборов.
Поэтому эти изменения в полномочия являются на самом деле противоправными, и нужно не делегировать их нынешним депутатам и Президенту, а провести досрочные выборы и Президента, и парламента уже под новые полномочия, чтобы избиратели сознательно предоставили их тем, кому пожелают.
Анатолий СОКОРИНСКИЙ, глава Днепропетровской областной организации Украинской народной партии:
— Эти изменения Конституции несут в себе опасность для демократии в Украине. Ведь никто не спрашивал людей, что они думают по этому поводу. Просто в парламенте без выборов тихо образовалось провластное большинство, которое одобряет любую задумку исполнительной власти. В этом я усматриваю самую большую угрозу для Украины. В стране нет реальных реформ, которые приближали бы нас к европейским странам. Вместо этого идет узурпация власти. Партия регионов и ее сателлиты укрепляют свои позиции. Они и дальше строят так называемую вертикаль, не считаясь с тем, что думают о нас в Европе и мире. Причем эта узурпация идет по всем направлениям. Недавно я говорил с руководством одного из каналов местного телевидения и понял, что дискуссия в обществе закончилась. Альтернативные мнения больше не принимаются. Мне кажется, что мы движемся уже не в Европу, а в Евразию. Копируем политическую систему Белоруссии и России, а может быть и Средней Азии. Я не удивлюсь, если завтра нас известят о том, что у нас будет пожизненный президент.