Музыкальный диалог культур публике представили участники украинского фольклорного ансамбля «Древо» и музыканты из Ирана — ансамбль «Джам», кроме того, состоялась премьера хоровой оратории известного композитора Анны Гаврилец «Барбіківська коляда» в исполнении капеллы «Думка». У этих акций была общая тема — народные традиции колядования. Но, концерты были различны, как бывают разными снятые на один сюжет документальная лента и художественный фильм.
Появилась уникальная возможность сравнить два контрастных метода работы с драгоценным наследием нашего народа. Музыканты «Древа» показали, какой нетривиальной и захватывающей может быть научная реконструкция аутентики и какие интересные плоды может принести встреча двух музыкальных традиций. А Национальная академическая капелла «Думка» под руководством Евгения Савчука исполнила обработки народных колядок и щедривок, выполненные в академической манере — продукт, весьма достойный программ правительственных концертов и зарубежных гастролей.
ЭТНОВИРТУОЗЫ
На концерте ансамбля «Древо» публика встретилась с тем неожиданным, пронзительным звучанием темы Родины, которого сегодня в городах практически не знают. Именно это, полное медных и серебряных обертонов, звучание вдохновило Гоголя на слова: «наша Украина звенит песнями». Нынче же у неподготовленных слушателей звук аутентичной манеры пения, как правило, вызывает шок и недоумение. Аутентичное пение непопулярно в среде истеблишмента, поскольку связано с дискомфортным миром современного украинского села, старости и смерти. Носителям украинской народной певческой традиции сегодня, как правило, за шестьдесят. Ареалы самых древних, дохристианских ритуальных напевов — Киевское и Волынское Полесье — пострадали в результате экологической катастрофы. Жителей отселили, а магия народного пения умерла, поскольку «не можна було» встречать и провожать русалок-предков в городах, где нет могил рода, да и сама земля, куда ни глянь, принадлежит «чужим людям».
Евгений Ефремов и его единомышленники после Чернобыльской катастрофы, рискуя своим здоровьем, самоотверженно спасали музыкальный генофонд Украины. Старались успеть посетить как можно больше сел, где люди подлежат выселению, и записать песни, которые в народе отныне петь уже не будут.
Киевское Полесье — одна из любимых творческих тем Ефремова. В конце 1970-х вместе с этномузыковедом Владимиром Матвиенко он начал свои фольклорные экспедиции по этому региону. В сентябре 1979 г. в стенах Киевской консерватории появился ансамбль «Древо». Основу репертуара коллектива составили этнографические записи Центрального Полесья и Полтавщины, в первую очередь села Крячкивка. Эти два региональных направления остаются приоритетными в репертуаре ансамбля и по сей день. Со временем «Древо» получило международное признание. Коллектив выступал на фестивалях и проводил мастер-классы в Бельгии, Франции, Германии, Польше, Грузии, Латвии и Литве, Сербии, Узбекистане, не говоря о постоянных контактах с коллегами по фольклорному движению из Росси.
Евгению Ефремову всегда удавалось привлечь в «Древо» незаурядных исполнителей — среди них композиторы Алла Загайкевич (автор музыки к кинофильму «Мамай», инициатор фестиваля, куратор ежегодных проектов электроакустической музыки и медиа-арта «Эм-визия»), Николай Ковалинас, Петр Товстуха (известный также по выступлениям с Александром Нестеровым и Сергеем Летовым, сегодня выступает как дирижер), всемирно признанный исследователь древнепевческих рукописей Елена Шевчук. Ныне в составе ансамбля — Анна и Сергей Охримчуки (Сергей — виртуозный скрипач, известный самому широкому кругу слушателей по выступлениям с Олегом Скрипкой и Святославом Вакарчуком).
На концерте в Национальной филармонии ансамбль «Древо» вышел на сцену с иранскими музыкантами ансамбля «Джам». Этот коллектив появился в Киеве около семи лет назад, его участниками стали иранские студенты из различных вузов нашей столицы. Состав ансамбля постоянно обновляется. Сейчас его художественным руководителем является студент историко-теоретического факультета Национальной музыкальной академии Украины Амин Агай Кухи. Кроме него, в концерте приняли участие Али Каземи — студент архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института, певец и исполнитель на персидских щипковых инструментах — тар и уд; и Али Заманпур — студент факультета лингвистики Киевского национального университета им. Т.Шевченко, который покорил публику виртуозным мастерством игры на ударных инструментах даф и тонбах.
На фоне сценических декораций, имитирующих убранство хаты, диалог украинских и иранских музыкантов превратился в аллегорию Рождественской ночи — когда в сельский хлев пришли для поклонения персидские звездочеты-волхвы. Лишенная патетики беседа руководителей ансамбля подчеркивала умиротворенную атмосферу Рождественского праздника...
ПЕРЕЗВОН И АПЛОДИСМЕНТЫ
По контрасту блестящая, шумно ликующа атмосфера «Барвіківської коляди» в конце святок воспринималась как предвкушение гуляний на Масленицу. На премьере оратории Анны Гаврилец возник собирательный, символичный образ филармонического народного пения — очень знакомый, всем привычный и потому радующий слушателей до слёз. Здесь были и свои «ряженые». Кроме традиционных Козы и Маланки, в музыке появились аллюзии «Дударика» Леонтовича (третий номер «З Рождеством Христовым»), и соло Оксаны Никитюк в манере Нины Матвиенко...
«Думка» вышла на сцену под колокольный перезвон и аплодисменты — как коронованная персона. Другие хоровые коллективы — Большой детский хор Национальной радиокомпании Украины и хоровая капелла «Дзвіночок» также перемещались очень ловко и бесшумно — придав событиям концерта общую элегантность. После каждого номера следовали аплодисменты. Судя по реакции Евгения Савчука, они были не только ожидаемы, но и желанны. В результате оратория превратилась в коллекцию обособленных номеров, презентация нового сочинения — в творческий вечер именитого хорового коллектива. Музыка «Барбіківській коляди» для этих целей подходила как нельзя лучше: в ней предстал синтез ключевых достижений украинской хоровой школы — это и традиции Леонтовича, и церковное пение, и опыт оперного хорового письма классиков украинской музыки. А украинский фольклор занял в этом действе надлежащее ему место — у икон в красном углу светлицы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Владимир ЗУБИЦКИЙ, композитор (Украина — Италия):
— Буквально накануне концерта «Древа» я прочитал потрясающую статью одного московского историка — «Киев — мать городов турецких», где автор доказывает, что модели городов, таких как Киев и Новгород и другие, — были раньше в Сирии, Иране и т.д. Эта «совершенно сумасшедшая идея», как ни странно, реализовалась в концерте ансамблей «Древо» и «Джам». Музыка максимально, полярно отдаленных народов объединялась потрясающе. Видно, что какие-то общие корни у нас все-таки есть — что-то в темпераменте, что-то в интонировании, в эмоциональности преподнесения, в философском осмыслении этой музыки — народной, древней, вечно живой. Я хочу поблагодарить Женю Ефремова, который хранит наши древние пласты и воскрешает их при помощи молодых исполнителей, а также ансамбль из Ирана, который произвел на меня очень большое профессиональное впечатление. Ребята все очень изысканно музыкальны, невероятно филигранны во владении своей техникой. Профессионализм этой музыки потрясающий! Особый комплимент — исполнителю на ударных инструментах Али Заманпуру, который смог показать такую эмоциональную амплитуду музыки! — от траурной до фестивальной. Не ускоряя темп, он постепенно переходил от одних ритмических комбинаций к другим,— а это в музыке невероятно трудно. Если переложить это на ноты, получится невероятно интересная и трудная симфоническая партитура. Поэтому я рад, что попал на этот концерт, хотя попал совершенно случайно — и получил огромное удовольствие.
Алексей БОСЕНКО, ведущий научный сотрудник Института проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины, кандидат философских наук:
— Идея совместить два ансамбля — «Древо» и «Джам» — оказалась просто блестящей. Хорошо, что на таком уникальном концерте была импровизация. Если бы участники абсолютно все заранее оговорили между собою, было бы не так интересно — ни им, ни публике. Лично меня поразила маленькая девочка, которая весь концерт была на сцене — дочь Сергея и Анны Охримчуков. Этот музыкальный ребенок оживлял действие, подчеркивал особую доверительную и непринужденную атмосферу происходящего... В общем, они меня растрогали до слез... Я недавно попал на концерт, в котором выступал аутентичный народный ансамбль с Полесья — женщины (старухами их назвать невозможно) под 80, а перепели молодых, старательно пытавшихся сымитировать интонацию и тембры. В народной традиции уже нет той преемственности, которая была раньше, даже при советской власти. Сегодня просто уже не поют. И сымитировать то пение и те музыкальные процессы, которое исчезают — уже невозможно. Как это ни горько и ни обидно, но с этим придется считаться. Что же касается «Древа» и его руководителя Евгения Ефремова, «он — гений, но не более того» (так говорил Роман Кофман о первой скрипке своего оркестра). Его школа просто великолепна. Чего стоит, например, молодая солистка ансамбля Ольга Чернышова! Хотя и «старые» участники были великолепны, тот же Петро Товстуха, Виталий Протасов и другие, не говоря уже о самом Ефремове, который всегда поражал меня своей удивительной универсальностью, способностью петь в любом стиле, любого региона, любую аутентику, не только украинскую. Помню, в свое время, когда начались перестроечные дела и общая горячка независимости (в том числе и от культуры), то Ефремову некоторые горячие национальные головы хотели запретить петь фольклор, потому что фамилия у него на русское окончание «-ов» — Ефремов. Люди не понимали, не понимают и сейчас, что национальный фольклор, национальная культура приказом министерств и президиумов никогда не формируется и параграфам не подчиняется. Точно так же, как, если явлению суждено умереть, то никаким указом остановить смерть будет невозможно, даже если проводить масштабные реанимационные мероприятия.
Вообще, по-моему, эту страну превращают в большой филиал института культуры, «кулька», как называют его в народе. У нас царит «поплавщина» — и дело не в персонаже, а в принципиальном подходе и сознательно насаждаемом дурновкусии. Истинное народное искусство постепенно переходит в мемориальную стадию, так что особых восторгов я по этому поводу не испытываю, более того, понимаю, что это неизбежный процесс, который обезличил такие страны, как Францию, Италию, Германию, Австрию (о США речи нет — это вообще лишенная культуры страна, которая даже очень умных людей превращает в законченных идиотов, — что ожидает и нас, тем более, что муссируемый тезис о «развитых странах» очень сомнителен. Впрочем, это уже другая тема).
Однако есть много фольклорных коллективов, которые пытаются «доить» «национальную идею», превращенную в «бренд», вытворяя черт знает что; они построены по принципу тувинских ансамблей, в которых нет ни одного тувинца и которые играют японскую музыку, поют на английском языке — и почему-то имеют бешеный успех по всей Европе, ведь эти суррогаты с неизбежностью заполняют пустоты и лакуны, поскольку «свято место пусто не бывает». И не стоит утешать себя тем, что, дескать, древнегреческий язык умер. Шумеро-аккадский и классическая латынь ушли, и не о чем жалеть. Мы ведь не знаем, что потеряли, — но зато знаем, что теряем сейчас, и происходит это на наших глазах — и пусть гибель будет позже, а лучше никогда.